Только в двух странах из огромного региона, включающего Россию, Среднюю Азию и всю Европу, служители культа позволяют себе вмешиваться в дела государства.
Одна из них Иран, но с ним все понятно — исламская республика, где светская и духовная власть срощенны в одно теократическое государство.
Вторая, Армения, где Церковь вроде отделена от Государства, но ее лидеры ведут себя, как руководители политической партии. В том числе, ведя антиправительственную пропаганду.
Так например, еще в декабре 2020 года, Католикос всех армян Гарегин II, призвал Пашиняна уйти в отставку и на протяжении полугода (до выборов) поддерживал оппозицию.
Сегодня, он вновь подтвердил свой призыв:
Но это как бы дела внутриармянские. Если соседи хотят жить в парадигме раннего средневековья, то это их дело.
А вот то что Глава Армянской Церкви вмешивается в дела соседнего государства...
Гарегин Второй заявляет:
Делаются неправильные и неприемлемые заявления, к примеру, о статусе Арцаха. Мы также считаем неуместными заявления о том, что бывшие власти Армении признали Арцах в составе Азербайджана (заявление Пашиняна о признании Ереваном Карабаха в составе Азербайджана на основе "мадридских принципов" - ред.)
И дальше, фактически угрожая, если
...власти решат пойти на заключение мирного договора с Баку, по которому Карабах окажется в составе Азербайджана, армянский народ не смирится с этим.
То есть Католикос завуалированно призывает к войне. Ставит армянское правительство перед выбором или война с Азербайджаном, или гражданская война.
Мы понимаем, что активность религиозных служителей вызвана решением убрать из школ преподавание истории ААЦ. Боязнью потерять контроль над умами армянского общества.
То что в 2020-ом, несмотря на призыв Католикоса, Пашинян выиграл выборы, и так показало, что молодое поколение армян высвобождается из под идеологического прессинга Церкви. А тут еще и изъятие истории из школьного курса.
Гарегин Второй понимает, что лидерству ААЦ приходит конец. Что ей придется из проповедника реваншизма, становится обычным мирным религиозным течением. И это, ой как ему не нравится.
Ведь на свечках много не заработаешь, другое дело сборы на "великую идею".
В Баку прекрасно знают, что они велись и в царское время, и в советские времена... трудно от всего этого отказаться.