Друзья, хочу с вами посоветоваться!!! Уделите, пожалуйста, несколько минут своего драгоценного. Вчера в нашем «Телеграмм - Чате Техподдержки» один из участников задал ИНТЕРЕСНЫЙ вопрос. Да, вопрос не по технической части, но очень связан с нашей деятельностью и требует обсуждения!
Вопрос (орфография и пунктуация автора сохранены): "Всем привет. Вопрос немного не по теме поиска проблемы. Приехала тачка на диагностику, проблема не ровная работа.(дизель кайрон 2.0). По диагностике обрыв цепи форсунки, отвозим форсы на диагностику, там приговаривают 2 (совсем мертвые) 2 можно оживить. Ремонт на 50к. Ставим форсы, все равно не ровно работает. Проверяем компрессию, в 3-х цилиндрах по 11. Вопрос, на сколько это косяк сервиса(диагноста)?? Нужно ли было при таких исходных данных замерить компрессию сразу?"
Да… ситуация. Давайте попробуем разобраться вместе! Но сразу оговорюсь, я могу быть не совсем объективным (именно поэтому и прошу ВАШЕГО мнения), т.к. сам "автосервисник" и по роду деятельности мне часто приходится отстаивать права именно автосервиса/авторемонтника. Тем не менее, попытаюсь высказать своё мнение... На моих обучениях я люблю говорить, что "главное оружие диагноста - это... обычная шариковая ручка", имея ввиду то, что написано диагностом (или со слов диагноста) в заказ-наряде! Именно это (с юридической точки зрения) имеет значение, а всё остальное – кто кому что сказал – это ерунда. Нужно понимать, что заказ-наряд придуман не просто так и что заполняем его мы не для отчётности и не для клиента, а для СУДА!!! Да, к сожалению, это так! Рано или поздно с этим все сталкиваются! Поэтому и заполнять заказ-наряд нужно так, чтоб потом не было "мучительно больно". Это что касается юридической стороны вопроса.
Для клиента ситуация выглядит так: сделали диагностику, «приговорили» форсунки, взяли 50 тыЩ, не помогло – ЗНАЧИТ СЕРВИС НАКОСЯЧИЛ! Но продолжаем разбираться.
Техническая сторона вопроса. Исходя из совокупности диагностического опыта, здравого смысла и технологий поиска неисправностей, после проверки жалобы клиента мы делаем что!??? Правильно! Подключаем сканер и считываем диагностические коды! В данном случае мы видим - коды говорят о проблемах в электрической цепи топливных форсунок! Могут ли проблемы в электрической цепи форсунок быть источником неровной работы двигателя?! ЕСТЕСТВЕННО!!! Поэтому данную причину нужно проверять первым делом!!! Всё остальное: компрессия, забитость воздушного фильтра, забитость выпускного тракта, сбитые метки, топливоподача и ещё с десяток причин не входят в алгоритм проверки по данному диагностическому коду. Поэтому данные дефекты должны будут проверяться лишь после выявления причины, которая явилась результатом регистрации диагностического кода по электрическим цепям форсунок, да и то, если понадобится!!! Говоря проще, сначала определяем из-за чего зарегистрировался диагностический код, а уж потом всё остальное.
Опытные диагносты знают, что Электронному Блоку Управления двигателем «как нечего делать» определить проблему в электрической цепи исполнительного механизма, а вот определить снижение компрессии, забитости впуска/выпуска, сбитые метки ГРМ гораздо сложнее! Но ведь быть это может? Может! Бывают случаи, когда на автомобиле две и более неисправности? Да сколько хочешь таких примеров! И чем старше авто, тем чаще такая ситуация! Да, опытный диагност в рассматриваемом случае, скорее всего, произведёт проверку компрессии, т.к. форсунки уже сняты, но на то он и ОПЫТНЫЙ диагност!
Однако, повторюсь, что у автопроизводителя в алгоритмах проверок по диагностическим кодам, связанным с неисправностью электрической цепи топливных форсунок, проверок компрессии, скорее всего НЕ БУДЕТ! Поэтому и ошибки, как таковой, диагност в данном случае не совершил! Кто-то из ВАС может сказать, что лучше всего воспользоваться технологией конкретного автопроизводителя, если есть такая возможность, ну а если её нет, то можно обратиться к альтернативным источникам (Автодата, Мотордата, Haynes Pro, Bosch Esi[tronic] и т.д.)! Да, мнение имеет место быть! Но давайте обратимся к инструкции конкретного производителя (см. картинку ниже) и найдём что-то похожее на причину обращения.
Да, конечно, первым делом там будет проверка компрессии, НО… Здесь нет ни слова о считывании и регистрации диагностических кодов. Поэтому считать этот документ на 100% подходящим к данному конкретному случаю, считаю неправильно! Ну допустим, мы действуем строго по нему и первым делом проверили именно компрессию! Обнаруживаем 11 бар в двух цилиндрах и с чувством победителя радостно отправляем человека на кап. ремонт ДВС, где ему решают проблему с компрессией за условные 100 тыс. руб. А что дальше? Двигатель запускают и… чуда-то не произошло! Двигатель как «колбасило», так и «колбасит». Мы продолжаем диагностику, а клиент в ярости и опять же считает, что СЕРВИС НАКОСЯЧИЛ! Ничего не изменилось 😄. Получается и дилерский мануал – не панацея! Как говорит один мой товарищ и коллега: «главное – этожопыт» (расставь пробелы сам)!
Итог: как по мне, диагност, в целом, действовал верно - причиной регистрации кода стала внутренняя неисправность форсунок, что и выяснилось в результате проверок по первичному диагнозу. Все остальные возможные неисправности неровной работы ДВС (напомню, их может быть огромное количество), по идее, должны производиться после устранения проблем с форсунками. Однако, есть и доля вины диагноста - он не указал, что также причиной неровной работы двигателя могут быть и другие неисправности (плюсом к выявленной). Поэтому в идеале должен был бы указать, что «… выполнены проверки электрической проводки топливных форсунок – результат ОК. Требуется проверка топливных форсунок на специализированном стенде (в том числе и по электрической части). После проверки топливных форсунок необходимо выполнить рекомендации по их ремонту/замене. После выполнения рекомендаций необходимо повторно проверить Жалобу клиента и в случае проявления жалобы произвести дополнительные диагностические процедуры». К такой формулировке «прикопаться» на суде гораздо сложнее, да и с клиентом общаться проще!
А что ВЫ думаете по данному поводу? Пишите в комментариях 😊👋.