Если бы замечательный художник Павел Федотов стал журналистом, то наверняка бы писал фельетоны. Было у него в характере этакое стремление незлобно посмеяться над «отдельными недостатками».
А еще Павел Федотов доказал своим примером, что можно полностью поменять свою жизнь если только захотеть. Решение быть профессиональным живописцем к нему пришло в 29 лет, когда одну из его акварельных работ увидел великий князь Михаил Павлович, который пожаловал за неё художнику бриллиантовый перстень. Этою наградою, по словам Федотова, «окончательно припечаталось в его душе артистическое самолюбие». Тогда-то и решил Федотов, что его призвание — быть художником.
Бриллиантовый перстень — не самая малая придворная награда, но жизни она не обеспечивала. Так что зарабатывать на нее художнику приходилось тяжелым трудом, создавая картины, навсегда оставшиеся заметными в истории изобразительного искусства.
С первых же полотен на Федотова обрушился успех, зрители с утра до вечера толпились у его работ, которые по существу были первыми в новом для искусства жанре, который сам художник называл «нравственно-критическими сценами из современной жизни».
В его картинах вопреки ходульным представлениям юмор, пусть подчас горький, наблюдательность, басенная гротесковость определенно преобладали над обличительным пафосом. Федотов был чувствителен к нравственной нечистоплотности людей. И это составляло одну из привлекательных сторон его характера, о чем говорили все, кто его хорошо, близко знал.
Особое значение во всех работах Павла Федотова имели тщательно подобранные им детали, которые раскрывали истинный смысл сюжета, особенно это может быть интересно сегодняшнему зрителю, который порой просто не знает этих деталей и вложенного в них смысла, а ведь именно они и вызвали в свое время такой огромный интерес к работам художника. Множество незаметных на первый взгляд предметов на его картинах и было причиной того, что публика так заинтересовалась картинами Павла Федотова и с восторгом их приняла.
О знаменитых и удивительных по тщательности проработки и обилию красноречивых деталей картинах художника «Сватовство майора» и «Свежий кавалер» я уже подробно рассказывал на моем канале – найти посвященные им серии публикаций можно по ссылкам под этой статьей.
Сегодня же я хочу рассказать еще об одной известной картине Павла Федотова «Завтрак аристократа».
Поначалу эту картину художник назвал «Не в пору гость». А название «Завтрак аристократа» появилось уже после смерти художника в 1862 году. Было ещё третье название — «Ложный стыд», но его сегодня практически никто не знает.
Почему эта картина имела такие названия, и что явилось причиной ее популярности уже при жизни художника я и хочу поведать сегодня пытливым читателям и зрителям.
Сюжет этой оригинальной картины у Павла Федотова родился после прочтения фельетона «Письма столичного друга к провинциальному жениху», опубликованного в 1848 году в журнале «Современник» в разделе «Моды». Это не удивительно, так как Федотов часто искал сюжеты для картин, листая журналы. Так случилось и с «Завтраком аристократа», замысел которого у художника возник при прочтении указанного выше фельетона. Автором его был никто иной, как замечательный писатель Иван Гончаров.
Вот что писал Гончаров в этом фельетоне: «Что такое франт? Франт уловил только одну, самую простую сторону умения жить: мастерски, безукоризненно одеться... Чтобы надеть сегодня привезенные только третьего дня панталоны известного цвета с лампасами... он согласится два месяца дурно обедать... Отчего приезд гостя всегда производит сцену и смущение в доме некоторых из этих господ?.. Боязнь и ложный стыд, чтоб не сочли хуже других, или желание показать, что они живут роскошно». Сомневаясь в том, что демонстрируемый на людях шик действительно был по карману этим щеголям, автор задавал вопрос: «А пробовал ли ты нечаянно приезжать к таким людям домой и заставать их врасплох?».
Вот этот текст и послужил отправной точкой для создания этой картины. Сюжет, как всегда у Федотова, читается достаточно ясно: обедневший аристократ сидит в роскошном показном интерьере… Уже скрипнула дверь... Забеспокоилась собака... Заслышав шаги гостя, аристократ прячет кусок хлеба, который составляет всю его трапезу.
Но это только поверхностный взгляд на картину. Есть в ней множество очень характерных для того времени и остроумных деталей, которые позволяют сделать выводы о характере и образе жизни персонажа, которые, несомненно, не ускользнули от глаз современников Павла Федотова – именно это и было причиной большой популярности картины у публики.
Так что если же рассматривать «Завтрак аристократа» в контексте творчества Павла Андреевича Федотова, то совершенно очевидно, что картина стала логическим продолжением его серии остроумной бытовой живописи, куда входят «Сватовство майора», «Свежий кавалер», и другие его известные и не очень работы.
Да, картину «Завтрак аристократа» Павла Федотова можно смело назвать живописной иллюстрацией к фельетону Гончарова. Ведь первое, что бросается в глаза, — это одетый по последней моде герой, который прикрывает книжкой ломоть чёрного хлеба. Но разобраться, что происходит на самом деле достаточно сложно. По крайней мере, нам, современным зрителям.
А вот что же было причиной популярности картины с первого момента ее представления широкой публике, какие весьма любопытные детали разбросаны по картине, раскрывая ее тонкости, в которых мы сейчас мало разбираемся, а видели это как раз современники художника, я расскажу в следующей публикации.
Ну, вот пока и всё на сегодня.
Надеюсь, что вы прочитали эту публикацию с пользой для себя.
Приглашаю вас на свой канал, где уже есть и еще будет много всего полезного для души, сердца и ума. Уверен – здесь вы обязательно найдете себе что-нибудь по вкусу и не зря потратите время.
На этом смею закончить и откланяться.
Подписывайтесь на мой канал, ставьте лайки, оставляйте комментарии и заглядывайте на огонек. А я постараюсь сделать всё возможное, чтобы вы получили от моих публикаций максимальную пользу и удовольствие.
Ссылки на предыдущие публикации о творчестве Павла Федотова:
Последняя публикация из серии статей о картине «Свежий кавалер»
Последняя публикация из серии статей о картине «Сватовство майора»