Продолжение рассказа о жизни в глухой северной деревне полвека назад.
Приветствую вас, друзья мои! С вами Анфиса.
Хочу продолжить начатый вчера рассказ С воспоминаниями из раннего детства.
... Я вспоминаю себя маленькой.
Мы жили в крохотной деревушке, даже не деревушке - до нее надо было идти где-то с полкилометра, а на железнодорожном полустанке - всего два дома.
Родители работали на железной дороге и уходили утром рано на работу. Мы с сестрой оставались одни.
Куда до нас нынешнему поколению! Им до нас - как от Земли до Марса!
Мы были ОЧЕНЬ самостоятельны.
Нам оставлялась еда, которую мы разогревали на плитке. Мы бегали целый день с деревенскими ребятами. И, главное, мы практически жили в лесу.
Мои первые воспоминания детства прочно зашиты мне в память.
...Рядом с домом в лесу есть небольшая полянка, за которой течет ручей и сразу за ним поднимается крутой склон.
Я с подружкой ползу по этому склону, забираюсь наверх и там, среди негустого ельничка нахожу крепкие, крупные грибы. А, может, они не были крупными, просто я была маленькой. Думаю, мне было лет пять.
Обратно со склона не слезть, и я прямо с грибами в подоле скатываюсь по склону на попе.
Прибегаю домой.
Отец, ни слова не говоря, осматривает мою находку, спрашивает подробно, где нашла. Надевает сапоги и куртку. Заставляет одеться меня и мы с ним заходим в это место совсем с другой стороны по железной дороге. Проходим весь ельничек насквозь, и отец находит единственный, пропущенный мной, гриб.
Так состоялось мое первое знакомство с белыми грибами...
Другое воспоминание.
... Та же полянка в лесу у дома. Посредине ее валяется упавшее дерево, по-моему, сосна. Валяется давно, хвоя вся осыпалась. С полянки видно, как моя мама идет по железной дороге на работу (она- путевой обходчик). Я сижу у этой опавшей сосны и режу маслята. И их столько,что мне приходится бежать домой, высыпать грибы и бежать снова...
Мой отец был охотником, рыбаком и грибником. Я с самых ранних лет уже знала такие грибы, которые у нас никто не собирал - например, летние опята. Я никогда не перепутаю летние опята с чем-то другим. У них свой особый запах.
.. .Еще помню, как отец делал бумажного змея из газет и реечек, и мы запускали его на лугу за деревней. Отец радовался больше нас, детей.
Сейчас я понимаю, что детства у него не было, когда началась война, ему было всего 10 лет и поэтому он с таким наслаждением играл с нами, детьми - просто в детстве не наигрался.
.. Вспомнилось, как родилась моя сестра. Мама не успела доехать в больницу и родила ее дома.
Помню, я целый день гуляла с девчонками, день был такой яркий, солнечный. Я прибежала домой и мне сказали, что у меня есть сестра. Я спросила, как ее зовут? Отец сказал, что Люба. И я притащила ей свою куклу и сказала: "На, Люба, куклу". Мне было всего 2 года, а запомнилось, как будто врезалось в память.
Зарегистрировать рождение сестрёнки родители смогли только через две недели в ближайшем сельсовете. И дату рождения поставили ту, что была при регистрации. Сейчас у сестры два дня рождения. В паспорте записана дата регистрации, но фактически мы отмечаем её день рождения в тот день, когда она родилась - 18 августа. А более чем через полвека в этот же день в мир пришла моя внучка Майя.
Вот такие подарки судьбы.
... Я помню, какая в моем детстве была высокая трава у нашего дома.
Я думала всегда, что она казалась мне такой, потому что я была маленькой.
А лет пятнадцать назад у меня было просто невыносимое желание посетить родные могилы. Мы с сестрой ездили к отцу на кладбище, зашли в наш дом.
Он стоял там еще целый, только без окон. Так было странно под слоями обоев увидеть именно те, что были над нашей с сестрой кроватью. Ласточка свила гнездо в том месте, где стояли наши кровати. Прямо сердце защемило от воспоминаний.
Когда я приехала через 30 лет в свое детство, оказалось, что трава действительно такая высокая, она скрыла меня почти с головой.
Недавно на канале " Брусничка" я написала статью про эту траву.
Я всё время думала, что это сныть, а оказалось - купырь лесной.
Под вчерашней статьи меня спросили, что мы делали зимой. Гуляли или сидели дома?
Вот знаете, совсем не осталось зимних воспоминаний, связанных с жизнью на полустанке.
Остались в памяти только лето и очень яркое солнце. Игры с подружками. Баня. Походы в лес и букеты из северных орхидей - венериных башмачков и Калипсо.
Понимаю сейчас, что жизнь там была очень трудной. Просто мы дети, воспринимали её, как данность, потому что другой жизни не знали и были счастливы в этой.
Но идиллия на этом заканчивается.
Об этом я расскажу в другой раз.
Если вам было интересно - поддержите канал лайком и подпиской.
С уважением Анфиса.
Начало истории и одно прочитать здесь.