Найти тему

Истории из практики: сказка на занятиях по альтернативной и дополнительной коммуникации

Специалисты особого семейного центра «Роза ветров» ежедневно создают для детей комфортную обстановку для их развития и социализации. Учитель-дефектолог Вера Васильевна Герасимова включает в занятия по альтернативной и дополнительной коммуникации сказки, что вызывает у детей большой интерес и активность.

На занятиях специалист читает детям короткие адаптированные рассказы, сказки, включает аудиокниги со стихотворениями. Так, при изучении лексической темы «Дикие и домашние животные» 10-летние ребята с нарушением речи смотрели сказку «Теремок». Например, «Колобок» входит в программу занятий, где дети изучают овощи и фрукты. Знакомство с одной сказкой длится несколько занятий.

Дети рассаживаются как в театре, очень увлекаются просмотром. В ходе просмотра дети закрепляют знания о названии животных, их внешнем виде, характере – например, добрый или злой волк, трусливый или храбрый зайчик. Материал сказок помогает детям освоить элементы альтернативной и дополнительной коммуникации. Занятия способствуют и сенсорному развитию: дети строят теремок из кубиков, взаимодействуют с героями, внимательно слушают и наблюдают за животными.

«Сказка вызывает большой интерес у детей, поэтому дети участвуют в занятиях с удовольствием. Помимо мультипликационных фильмов, использую настольный кукольный театр, показывая детям сказку под аудиозапись. Они не могут играть роли за персонажей с помощи речи, но помогают им совершать действия», – рассказывает специалист.

10-летний Стас с нарушением речи не может повторить реплику любимого героя сказки «Теремок». После просмотра сказки в формате настольного кукольного театра мальчик изучает героя, взаимодействует с ним, может выбрать из всех героев правильную фигурку, а также соотнести название животного или картинку с его изображением с персонажем.