Найти в Дзене
Per aspera ad astra

Когда-то здесь бурлила жизнь. Станция "Дворец спорта"

В Краснооктябрьском районе города есть небольшая станция, точнее остановочная платформа "Дворец Спорта". Она находится в овраге за одноимённым зданием. Место тихое и немноголюдное, но при этом хорошо известное жителям района. Забытым это место назвать трудно. Когда была основана эта станция, мне неизвестно. Такой информации мне найти не удалось. Однако рельсы на этом месте появились давно, ещё во времена Царицына. Они были проложены тут, чтобы соединить Волго-Донскую железную дорогу с вокзалом Царицына (современный Волгоград-1). Дело в том, что Волго-Донская железная дорога, пришедшая в город в 1862 году, шла вдоль берега Волги. Её конечной станцией была Волжская, она находилась где-то в районе бывшего грузового порта, там, где сегодня находится улица Пугачевская. В какой-то момент сложилась такая ситуация, что в Царицыне было две не связанных между собой железных дороги: Волго-Донская (конечная станция - Волжская) и Грязе-Царицынская (конечная - современный вокзал Волгоград-1). Логичн

В Краснооктябрьском районе города есть небольшая станция, точнее остановочная платформа "Дворец Спорта". Она находится в овраге за одноимённым зданием. Место тихое и немноголюдное, но при этом хорошо известное жителям района. Забытым это место назвать трудно.

На заднем плане видно здание дворца спорта
На заднем плане видно здание дворца спорта
-2

Когда была основана эта станция, мне неизвестно. Такой информации мне найти не удалось. Однако рельсы на этом месте появились давно, ещё во времена Царицына.

Они были проложены тут, чтобы соединить Волго-Донскую железную дорогу с вокзалом Царицына (современный Волгоград-1). Дело в том, что Волго-Донская железная дорога, пришедшая в город в 1862 году, шла вдоль берега Волги. Её конечной станцией была Волжская, она находилась где-то в районе бывшего грузового порта, там, где сегодня находится улица Пугачевская. В какой-то момент сложилась такая ситуация, что в Царицыне было две не связанных между собой железных дороги: Волго-Донская (конечная станция - Волжская) и Грязе-Царицынская (конечная - современный вокзал Волгоград-1). Логично, что их нужно было соединить для удобства перевозки грузов. Но как? Просто проложить рельсы от Волги к центральному вокзалу невозможно из-за рельефа местности. Поэтому было принято решение пустить рельсы вдоль Волги дальше к оврагу у современного завода "Красный Октябрь", затем по нему выйти к Мамаеву кургану, а дальше вдоль его подножия дойти до вокзала Царицына. Если смотреть с воздуха, то в районе металлургического завода получалось нечто похожее на теннисную ракетку. Вот она на фото ниже

Фото взято с просторов интернета
Фото взято с просторов интернета

Вот по этой ракетке и пошли поезда с Волго-Донской железной дороги на Грязе-Царицынскую. Во время Сталинградской битвы лётчики люфтваффе ориентировались на этот разворот железной дороги во время бомбардировок города. Кстати, название "Сталинградская ракетка" пошло именно от них. Это им она напоминала теннисную ракетку.

Взято с сайта etomesto.ru
Взято с сайта etomesto.ru

Во время Сталинградской битвы ракетка (для удобства оставим это название) стала свидетелем жестоких боёв за город. Вдоль неё шли немецкие танки со склонов Мамаева кургана в направлении посёлка Тир и завода "Красный Октябрь". Вдоль ракетки проходила линия фронта. Тут сражалась 248-я дивизия полковника Батюка. На склоне оврага установлена одна из танковых башен мемориала "Линия обороны 62-й армии". Ствол башенного орудия направлен туда, откуда наступали немцы - на склоны Мамаева кургана.

Сегодня Сталинградскую ракетку уже не увидишь в её первозданном виде. Железная дорога к Волге тут уже не уходит да и овраг тот практически засыпан. Однако характерный изгиб дороги за дворцом спорта никуда не делся. Увидеть его можно на картах города ну или с помощью коптера.

Взято с сервиса Яндекс.Карты
Взято с сервиса Яндекс.Карты

Вот так выглядит сталинградская ракетка от танковой башни на остановке "Площадь Возрождения".

-7
-8

Сегодня станция "Дворец Спорт" - это тихое, даже сонное место. Движение тут не назовёшь интенсивным. Раньше, когда работал Тракторный завод, тут часто проходили поезда с его продукцией. Сейчас же увидеть тут грузовой поезд проблематично. Дело в том, что данная ветка тупиковая, она кончается у Тракторного завода, поэтому грузовые поезда тут редкость. Вот пригородные электрички - другое дело. Их здесь встретить нетрудно.

На станции царит тишина. Хоть оживлённый проспект Ленина совсем рядом, его шум сюда практически не доходит.

-9
-10

Покой станции нарушают только редкие прохожие.

-11
-12
-13

Станция имеет одну платформу, огорожена заборчиком. Его цвет и стиль точно такие же, как на других станциях. Это цвета и стиль РЖД. Имеется небольшой навес для пассажиров. От ветра не спасёт, а вот от дождя вполне способен.

-14

Стандартные информационные стенды и плакаты.

-15
-16

Спуски в овраг оборудованы пандусом с одной стороны и лестницей с другой.

-17
-18

Сегодня тут царит тишина, а сто с небольшим лет назад тут шли составы с углём Донбасса (это была одна из целей строительства Волго-Донской железной дороги), в советское время тут шли поезда с продукцией тракторного завода. Сегодня это в прошлом. Покой этих мест не нарушает практически ничто. Вполне заурядная и ничем не примечательная станция. Однако находится она в месте, которое было свидетелем бурных событий, которые пережил наш город в ХХ веке.

Ещё статьи на похожую тематику

Станция Мечётка. Приволжская ЖД
Per aspera ad astra19 июня 2021

Если вам понравилась статья, ставьте лайки, комментируйте, подписывайтесь на канал. Всегда рад новым читателям. Полный список статей канала можно найти здесь