Найти тему
Азбука тендеров

Как получить электронную подпись для физических лиц? Пошаговая инструкция

Оглавление

Что такое электронная подпись, и каких видов бывает?

Электронная подпись – это комбинация закодированных символов, содержащих в себе информацию о владельце ключа, и обеспечивающих безопасность данных при подписании документов.

ЭП бывает 3-х видов: простая, усиленная неквалифицированная, усиленная квалифицированная.

  1. Простая ЭП обладает самым низким уровнем защиты. По сути, это обычная связка из логина и пароля.
  2. Усиленная неквалифицированная ЭП (УНЭП) оснащена более высокой степенью защиты, т.к. при генерации закодированной комбинации символов используются СКЗИ (средства криптографической защиты информации). Такая подпись используется для подписания и направления документов в налоговую.
  3. И самым высоким уровнем защиты обладает усиленная квалифицированная ЭП (УКЭП). При ее формировании используются СКЗИ, сертифицированные ФСБ РФ. Сертификат ключа можно получить в аккредитованном Удостоверяющем центре, который записывается на физический носитель: токен, рутокен. В некоторых случаях потребуется установка специального программного обеспечения.

Усложненный сертификат ключа используется для оформления ИП, дистанционного заключения трудового договора, регистрации патента, регистрации брака, подачи заявления в вуз, подачи искового заявления, оформления кредита, участия в торгах на электронных площадках и т.д.

Пользователь сам выбирает вид ЭП в зависимости от действий, которые планирует выполнять на сайтах или площадках.

Где применяется электронная подпись для физлиц?

Одним из основных сайтов, на которых от физлиц требуется наличие электронной подписи – это сайт налоговой службы. С помощью УНЭП можно взаимодействовать с ведомством, не посещая офис лично:

  • оплачивать имущественные и транспортные налоги;
  • предоставлять справки об инвалидности для получения льгот по налогам;
  • подавать декларацию 3-НДФЛ;
  • контролировать доходы
  • направлять заявление о возврате и зачете излишне уплаченного налога;
  • и др.

Передача и формирование необходимых форм происходит через «Личный кабинет налогоплательщика для физического лица».

На «Госуслугах» с помощью усиленной КЭП можно, например, подать заявление на поступление в университет. Также этот вид подписи используется для взаимодействия с коммерческими организациями.

Как получить ЭП для ФНС?

Давайте разберемся, как получить электронную подпись в налоговой. В первую очередь, у вас должна быть зарегистрирована учетная запись на сайте ФНС для доступа к личному кабинету.

Если учетной записи у вас пока нет, то создать ее можно следующим образом:

  1. Посетить местное подразделение ФНС, пройти проверку личности и получить логин и пароль для личного кабинета на сайте. Изначально пароль будет первичным, его следует поменять в течение месяца, чтобы обезопасить свои данные. Что делать, если забыл или потерял пароль ЭЦП? – читайте в этой статье.
  2. Оформить у нотариуса доверенность на своего представителя, который получит данные для доступа в ваш личный кабинет.
  3. Если у вас есть подтвержденный профиль на «Госуслугах», то создать учетную запись в ФНС можно через этот сайт. Подтвердить профиль на «Госуслугах» можно при личном посещении МФЦ или, например, через Сбербанк-онлайн.
  4. С помощью квалифицированной ЭП, выданной Удостоверяющим центром. Сотрудник центра идентифицирует личность гражданина при выдаче ключа.

Как бесплатно сделать электронную подпись для сайта ФНС?..

... Друзья, на этом статья не заканчивается. Переходите на наш сайт онлайн-школы для поставщиков и тендерных специалистов "Азбука тендеров" и читайте до конца.

Подписывайтесь на открытый
Телеграм-чат для тендерных специалистов и участников закупок