2 октября 1882 года Маковский был зачислен старшим преподавателем в Московское училище живописи на место умершего В.Г.Перова. С этого времени начинается большой и плодотворной период педагогической деятельности, длившейся почти до конца жизни художника. Маковский вёл натурный класс, утром преподавал живопись, вечером - рисунок. Огромное внимание он уделял тщательному изучению натуры, точности цветовых отношений. Он всегда говорил ученикам: "Надо кистью рисовать, колорит и рисунок связаны между собой".
В 80-х годах творчество Маковского достигает своей зрелости. Палитра художника становится светлее, манера письма легче и свободней.
В картине "Крах банка" художник поставил перед собой задачу - раскрыть тот острый психологический момент, когда вкладчиков внезапно, как гром, поражает известие о крахе банка. В 1876 году шёл грандиозный судебный процесс Московского ссудного коммерческого банка, в 1880-х прогремел крах и судебный процесс Скопинского банка.
В картине нет главного героя, вокруг которого сосредоточился бы весь рассказ. В ней повествуется о целом ряде людей, каждый из которых по-своему реагирует на происходящее.
Своей кульминации чувство волнения достигает у пришедшей в ярость пожилой женщины, гневный жест которой обращен к полицейскому, спокойно взирающему на бурлящую толпу. В резком противопоставлении этих двух фигур получил свое наиболее острое выражение драматический конфликт, лежащий в основе сюжета.
Полицейский находится в банке не только для того, чтобы водворять порядок и охранять сидящего за конторкой кассира, к которому двинулись вкладчики, поднимая над головой бумаги с требованием выдачи денег. За широкой спиной полицейского спокойно чувствуют себя банковские дельцы, стремящиеся скрыться с глаз взволнованной толпы. Его неподвижная, словно вросшая в землю фигура красноречиво говорит о том кого поддерживают власти.
Маковский умело использовал метод контраста для того, чтобы ярче подчеркнуть отдельные образы. Рядом с гневной барыней, все движения которой дышат протестом и возмущением, изображен пожилой мужчина в поддевке, по виду торговец или лобазник. Он стоит неподвижно, опустив голову, из рук его выпали ненужные теперь процентные бумаги.
Маковский заставляет нас постепенно переходить от одной фигуры к другой, знакомит с различными типами людей и характером их поведения. Образ пожилого чиновника в шубе, почесывающего затылок, его лицо и особенно жесты говорят о том, что человек этот по-видимому не в первый раз попадает в подобную историю.
Зато в фигуре отставного генерала, обращенного лицом к зрителю и разводящего в недоумении руками, ярко выражено чувство полной растерянности. Пораженный неожиданным известием, он ничего не может ответить подхватиашей его под руку молодой женщине с наивно-испуганным лицом, с немым вопросом в широких глазах.
И наконец у самого окна изображена вся сникшая на стуле старушка над которой склонилась сострадательная молодая женщина, приводя её в чувства. Для этой пожилой женщины крах банка - подлинная драма, так как она очевидно лишилась всех средств к существованию.
Этой фигурой художник как бы заканчивает развернутую перед зрителем вереницу действующих лиц.
Фигуры переднего плана чётко выступают на общем плане взволнованной толпы, как бы представляя собой её наиболее яркое выражение. Художник заставляет нас не только внимательно рассматривать каждое лицо и фигуру в отдельности, но и воспринимать как органическое целое всю пришедшую в движение довольно многолюдную массу. С мастерством опытного режиссёра размещает он всех этих людей в казенном помещении, заполняя ими все пространство.
Целостности общего впечатления в картине "Крах банка" способствует и колорит, выдержанный в единой гамме тонов. Холодный дневной свет, льющийся из окон, обьединяет красочную гамму, в которой преобладают тёмные цвета. Пятна синего, приглушенно-красного, серого и коричневого акцентируют внимание на основных фигурах, обогащают колорит, не нарушая его строгого единства. Маковский нашёл ту гармонию общего тона, к которой стремились многие передвижники, преодолевая локальной цвета. Многообразны оттенки черного в картине.
Хорошо удаётся Маковскому передать при помощи цвета материальность предметов.
Картина "Крах банка" принадлежит к числу значительных произведений Маковского.
(Источник: "Владимир Егорович Маковский", изд. Искусство, Москва, 1972, Е.В.Журавлева).
🎨 Спасибо вам за прочтение статьи. Если статья вам была интересна то прошу вас сообщить мне об этом, поставив лайк.