Найти в Дзене
Дмитрий Март

«В театре меня удерживал только Табаков!» - призналась вдова артиста Марина ЗУДИНА

Оглавление

Народная артистка России Марина ЗУДИНА лично посетила презентацию книги «Олег Табаков. Моё дело – играть», которая вышла в серии «ЖЗЛ» («Жизнь замечательных людей. Творческая встреча состоялась в самом центре российской столицы в знаменитом книжном магазине «Москва» на Тверской улице.

У них была разница в возраста ровно 30 лет. Они были вместе почти четверть века. Фото из архива "7 секретов"
У них была разница в возраста ровно 30 лет. Они были вместе почти четверть века. Фото из архива "7 секретов"

57-летняя Марина Зудина - вторая супруга Олега Павловича. Она его моложе ровно на 30 лет. Великий педагог и никому не известная театральная студентка начали встречаться, когда Табаков был еще женат.

Они официально поженились лишь спустя 10 лет после знакомства. Бракосочетание состоялось 17 марта 1995-го. В том же году родился сын Павел, а в 2006-м — дочь Мария.

Поставили прижизненный памятник

Неравный брак продлился 23 года, то есть почти полвека — до самой смерти всенародно любимого артиста театра и кино, который умер 5 лет назад - 12 марта 2018 года.

Многие знали Табакова и как бригадефюрера Вальтера Шелленберга из культового сериала «Семнадцать мгновений весны», и как основателя знаменитого московского театра «Табакерка», и как мультяшного кота Матроскина, которого Олег Павлович с таким удовольствием озвучивал.

Кроме того, на протяжении длительного времени - с 2000 по 2018 год — народный артист СССР был художественным руководителем и директором МХТ имени А. П. Чехова.

Хотя наверняка Табаков мог бы стать и блестящим доктором, поскольку родился 17 августа 1935 года в Саратове в семье врачей — Павла Кондратьевича Табакова и Марии Андреевны Березовской.

Но судьба распорядилась иначе. Решающее влияние на выбор профессии оказали занятия в театральном кружке «Молодая гвардия» в городском Дворце пионеров и школьников.

Олег Павлович всю жизнь бережно поддерживал связь со своей малой родиной. В 2003 году он был удостоен звания «Почетный гражданин города Саратова». Потом много лет был президентом международного фестиваля документальной мелодрамы «Саратовские страдания».

Табаков на малой родине оценивает свой прижизненный памятник,  установленный на 80-летие мэтра.
Табаков на малой родине оценивает свой прижизненный памятник, установленный на 80-летие мэтра.

Секрет Табакова

А в августе 2015 года в Саратове и вовсе был открыт прижизненный памятник великому земляку. Композиция изображает двух персонажей — юношу Олега Савина из фильма «Шумный день» (это одна из самых первых киноролей Табакова) и мультяшного кота Матроскина. Автор книги «Олег Табаков. Мое дело – играть» - известный театровед Лидия Богова, многолетний составитель изданий по истории МХТ имени А.П. Чехова, лауреат Государственной премии и заслуженный работник культуры России.

- Как вам книга?

- Конечно, я очень благодарна Лидии Алексеевне, - отметила Марина Зудина. - Представляю, какой был проделан огромный труд. Самое главное, что книга написана с любовью. Это чувствуется уже с самых первых строчек.

Хотя, откровенно говоря, пока я так и не смогла осилить ее до конца. Потому что мне все еще очень сложно что-либо читать об Олеге Павловича. Это ведь часть меня. Слишком сильно переживаю.

Я по-прежнему абстрагируюсь. Стараюсь минимально смотреть фильмы с участием Табакова. Очень больно. Книгу читаю по чуть-чуть. Делаю паузы, чтобы перевести дух.

Потому что сильно погружаюсь в материал. Мои мысли сразу куда-то уносятся. Сами понимаете, я не могу воспринимать текст, как обычный читатель. Слишком лично все воспринимаю.

Мне кажется, самое интересное в книге - слова самого Олега Павловича. Лидия Алексеевна нашла очень редкие интервью, которые прекрасно отражают свое время.

При этом Табаков всегда высказывался оригинально. Почему ему удалось создать «Табакерку» - так ласково и поныне называют Московский театр имени Табакова?

Секрет тут прост: у него был свой особый, уникальный подход ко всему. Мужа часто ругали за нетрадиционный отбор студентов. Хотя многие его ученики стали большими актерами.

Для него не важен был стандартный взгляд: мол, возьмем, потому что у него подходящее амплуа. Нет, он смотрел на энергетический потенциал. Какое пространство своей энергией может покрыть конкретный абитуриент.

Скульптуру «Атом Солнца  Олега Табакова» в честь 85-летия актёра открыли в 2020 году рядом с новым зданием «Табакерки».
Скульптуру «Атом Солнца Олега Табакова» в честь 85-летия актёра открыли в 2020 году рядом с новым зданием «Табакерки».

Взяли в ГИТИС в качестве добора

- А как же талант?

- Так талантов же много, а вот большим энергетическим потенциалом обладают единицы. Как раз их искал Табаков. И находил! Скажем, Евдокия Германова 6 раз поступала в различные вузы, и только Олег Павлович ее взял.

Женя Миронов тоже не сразу пробился. Он подкараулил Табакова у служебного входа в «Современник», где тот играл. Буквально прижал его к стенке со словами: «Я из Саратова, пожалуйста, прослушайте меня!»

И Олег Павлович его прослушал. Александр Мохов приехал из Шимановска Амурской области. Табаков зачислил его сразу на третий курс. Такое было позволено только Олегу Павловичу.

Кстати, меня взяли в качестве добора. Дело в том, что Табаков разогнал весь первый курс ГИТИСа. Оставил лишь двоих. Но такое количество студентов ведь нельзя обучать.

И ему пришлось заново набирать курс, чтобы были студенты на втором году обучения. Так я и попала к нему. Причем без всяких туров. У меня вообще не было каких-либо документов.

На конкурс тогда пришли расфуфыренные девочки в красивых платьях и на каблуках. Они читали очень красиво и правильно. А во дворе бродили какие-то неформальные девочки и мальчики. И я, в том числе.

Табаков прослушал девушек в красивых платьях и туфлях на высоких каблуках. Те смотрели на нас свысока. После чего взялся за «дворовых». И тут произошло чудо: мне скопом поставили баллы.

Потом выяснилось, что я, оказывается, прошла собеседование. А документы в ГИТИС мне и вовсе оформили задним числом. Я тогда училась в средней школе. Даже не сдала еще выпускные экзамены.

У меня на руках не было аттестата. Но меня взяли и зачислили сразу на второй курс. Представляете? «Потом принесешь аттестат...» - мне сказали. И никого не волновало, что, может, я не сдам экзамены в школе.

Сыграл Шелленберга в сериале  «Семнадцать мгновений весны».
Сыграл Шелленберга в сериале «Семнадцать мгновений весны».

Мат стал нормой жизни

- Олег Павлович совсем не боялся начальства?

- Он и тут был нестандартным. Всегда чувствовал себя свободным. Можно сказать, делал, что хотел. Мое поступление, конечно же, тоже противоречило всем правилам. Никто так не мог своевольничать.

Только один Олег Павлович. Но ему действительно позволялось то, что других было запрещено. Но это не значит, что он шел против правил. Нет, просто он был некой вершиной.

Это касалось и культуры. Все к ней тянулись. Когда я начала сниматься, рядом была Татьяна Васильевна Доронина, Олег Иванович Борисов. Не слышала от них ни одного грубого слова.

А сейчас вокруг запросто ругаются матом или громко обсуждают чью-то частную жизнь. Нецензурная речь давно уже стала нормой жизни, в том числе и на экране.

Раньше во МХАТе на втором этаже были мужские гримерки, а на третьем — женские. И в этом был определенный смысл. Мужчины не могли встретить женщин, с которыми они играют на сцене.

Сначала дамы должны были привести себя в порядок, накраситься, нарядиться, чтобы затем предстать во всей красе. Вроде бы мелочь, но это ведь тоже культурная традиция.

Семья.
Семья.

В театре всё смешалось

- А что сегодня?

- Все смешано. А в отношениях между поколениями присутствует модная нынче демократичность. Сама я очень толерантный человек. Но мне кажется, что должна быть какая-то дистанция. Иначе не будет уважения. Это тоже вопрос культуры.

Которая, увы, все больше становится демократической. Проникло это и в театр. Помню, во МХАТе повесили большое объявление с огромными буквами: когда идет спектакль, пожалуйста, соблюдайте тишину. Речь шла об артистах, занятых в спектаклях.

Им сейчас играть, а они обсуждают какие-то мелкие бытовые проблемы. Перед самым выходом на сцену. К сожалению, нередко в гримерках бурно выясняют отношения. Темы и тут зачастую совершенно посторонние.

Новая книга.
Новая книга.

- Поэтому вы и ушли из МХТ имени Чехова?

- Открою секрет: меня в театре удерживал только Олег Павлович. Когда еще была школьницей, я очень любила читать мемуары.

Эта литература рассказывала об опыте великих людей прошлого. Она меня так наполняла, так вдохновляла. Когда училась в ГИТИСе, мечтала попасть в настоящий театр.

А когда жила уже с Табаковым, то часто задавала себе один и тот же вопрос (с перерывами в пять, десять лет, ну и так далее): «Если бы не встретила Олега Павловича, любила ли театр точно так же, как без него?»

И всякий раз отвечала: скоре всего, нет. Если бы не Табаков, я просто бы снималась в кино и сериалах. Но рядом оказался человек, который был влюблен именно в театр. Мы, его ученики, порой даже не понимали, насколько мы счастливые, что он у нас есть.

Сегодня в это трудно поверить, но я срывалась со съемок, чтобы сыграть на сцене какой-то крошечный эпизодик. Но как я могла отказать Табакову? Я знаю, что с таким же ощущением жили и другие.

У нас был собственный мир. Сейчас я не могу представить артиста, который бы сорвался со съемок ради театра. Особенно это касается молодых. Мы целиком жили театром. И это окупало все.

Для меня было неважно, что я играю совсем маленькую роль. Понимала, что у нас команда, и я не могу подвести. Нам говорили, что маленьких ролей не бывает. А сейчас пойдите и скажите об этом актерам...

Ну а когда ты больше не чувствуешь себя членом единой команды, то начинаешь тосковать. Думаешь больше о доме, о детях, но только не о сцене... - печально улыбнулась Марина Зудина.

Лидия Богова.
Лидия Богова.

Олег Табаков — это хозяин судьбы

- Как родилась идея книги? - спросили у Лидии Боговой.

- Вы знаете, меня всегда занимали люди, которые были хозяевами своей судьбы. Я постаралась ответить на вопрос: «Почему одним удается все, а другие ничего не могут сделать?»

Ведь все мы проходим через одни и те же испытания. У каждого из нас есть периоды, когда мы стоим перед выбором: налево пойдешь — одна судьба, направо пойдешь — другая.

И удача приходит практически ко всем. Вот только некоторые ее видят, а другие упускают. Рядом с Олегом Павловичем было немало талантливых актеров. Но именно Табакова можно назвать хозяином судьбы.

- Почему?

- Олег Павлович как-то сразу чувствовал, что это его удача, и старался поймать ее за хвост. А многие лишь спустя годы понимают, что упустили свой шанс. Оглядываясь на свою жизнь, такой человек говорит: «Эх, не использовал такую возможность!»

Хотя часто выясняется, что во время поворотного события он не принял решение потому, что поддался искушению. Или выбрал более легкий путь. Наверное, здесь большую роль играет интуиция. У Олега Павловича она была очень сильно развита.

Чем больше я изучала биографию Табакова, чем сильнее в этом убеждалась. Недаром он стал выразителем целого поколения, символом успешного и удачливого артиста, на которого и поныне равняются.

- Поздравляем с выходом замечательной книги!

Читайте другие материалы автора:

Анна КИКИНА, единственный женщина-космонавт "Роскосмоса", вернулась на Землю

«Мужчины боятся моей женской силы!» - призналась звезда эстрады SOLLABOMBITA

В 40 лет артистка Solla решила покорить Москву

"Я уже достигла потолка!" - говорит певица SollaBombita

Певица рассказала, какого мужчину она ищет

Татьяна Аугшкап - москвичка из Риги

Ирина Фортез: 10 лет в Норвегии. Решила вернуться