В СССР на Камчатку «С большой земли» ходили пароходы с удивительной историей! Еще в начале прошлого столетия немецкая компания Norddeutscher Lloyd организовывала морские перевозки. Именно ею было сооружено множество судов. То серийные, а то и единственные в своем роде, то с большей, то с меньшей скоростью, как и с разной степенью комфорта, все эти суда перевозили пассажиров через Атлантику.
В начале 1920-х гг. именно эта компания построила пароход, который после Второй мировой войны и вошёл в состав советского торгового флота - под названием «Азия».Его история такова. Пароход с первоначальным именем Sierra Morena был спущен на воду в июне 1924 года, совершив первый рейс с северо-запада Германии к востоку Южной Америки. Целое десятилетие судно перевозило дипломатов, военных, колониальных предпринимателей и мигрантов, покидавших Старый свет в сторону Нового. С приходом новой власти в Германии в начале 1930-х гг. некоторые суда были переоборудованы и переименованы. Вот и Sierra Morena стала называться Der Deutsche, что значит «Немец», и возить пассажиров в круизы. Но, конечно, с началом войны лайнер, как и другие немецкие пассажирские суда, был мобилизован на военную службу. Например, эвакуируя население Германии перед наступлением советских войск. Буквально за 6 дней до Победы, после попадания бомбы в районе острова Феймарн судно оказалось «полузатопленным или выброшенным на берег». Это значит, что оно не затонуло в классическом понимании этого слова, а оказалось сильно повреждённым и, скорее всего, командой либо само собой было выброшено на прибрежную отмель. Подлежало ремонту и дальнейшему успешному использованию на водах.
Поэтому после войны судно отошло в собственность победившего СССР. Совершив свое первое путешествие в новом качестве на восток, «Немец» снова был переименован – на этот раз в «Азию», закрепившись по месту приписки в порту Владивостока. Так «Азия» встала на линию Владивосток – Петропавловск-Камчатский. С тех пор и в этом качестве пройдены многие мили морских дорог в Северном и Южном полушариях, перевезены сотни тысяч пассажиров. Со временем было принято решение о капитальном ремонте и модернизации лайнера.
В рамках такой модернизации на корабле установили новые котлы с отоплением жидким топливом, что позволило сократить работу десятков кочегаров. Увеличили вместимость пассажиров, и лайнер смог вмещать больше тысячи человек. И вот, после ремонта, 27 августа 1959 года легендарная «Азия» вновь вышла в рейс из Владивостока в Петропавловск-Камчатский.
Ближайший (по историческим и технологическим показателям) родственник «Азии» «Адмирал Нахимов». Это тоже советский (и ранее - тоже германский) пассажирский пароход. Неполные 30 лет он совершал круизные рейсы по другой линии - Крымско-Кавказской.
Увы, 31 августа 1986 года в 23:12 потерпел крушение в 15 км от Новороссийска. В результате погибли 423 из 1234 пассажиров. В отличие от «Адмирала Нахимова» «Азия» закончила свой жизненный путь почти на два десятилетия раньше, но зато не так трагически. 21 января 1967 года с почестями лайнер был отправлен в последнее плавание и вскоре разрезан на металлолом.