Возможно, эпоха повальных экранизаций комиксов приходит к концу, а замена им уже готова
Всего несколько лет назад разборки брутальных мужчин и эффектных женщин в обтягивающих костюмах интересовали весь мир. Каждую премьеру Marvel неделями обсуждали в соцсетях, а из-за каждого нового фильма DC разгорались жаркие споры – ну теперь-то получилось или опять нет?
В 2023, кажется, на супергероев всем наплевать: фильмы проваливаются в прокате, а СМИ уже обсуждают, кто займет некогда популярную нишу. Разбираемся, что происходит с киновселенными Marvel и DC, и пытаемся понять, в какой момент все пошло не так.
Киновселенная Marvel родилась благодаря двум большим фанатам супергероев – Ави Араду и Кевину Файги. Они остались довольны трилогией Сэма Рэйми о Человеке-пауке и загорелись идеей перенести на экраны остальных персонажей. Сделать это было трудно: Marvel успела распродать права на своих самых известных героев, поэтому начинать надо было с нуля. Но идея объединить всех в одном большом фильме появилась уже тогда.
В 2007 году 33-летнего Кевина Файги назначили главой студии, и начать он решил с «Железного Человека». Это был сравнительно безопасный, не очень дорогой дебют, но к нему подошли основательно. Историю предлагали написать аж 30 сценаристам, за советами обращались к авторам комиксов, а для повышения популярности героя проводили регулярные фокус-группы. На главную роль, гениального изобретателя Тони Старка, взяли Роберта Дауни, который годом ранее похоронил карьеру из-за проблем с наркотиками и алкоголем.
«Железный Человек» стал успехом, а еще через пару фильмов Marvel поняла, что формула работает идеально. В последующих картинах представили новых героев, которых потом объединили в «Мстителях» – большом экшен-приключении. К тому моменту всех персонажей уже хорошо знали: даже люди, которые не читали комиксы.
23 фильма и 11 лет – столько времени и сил ушло у Marvel на то, чтобы построить эпичный бренд, о котором будет знать каждый. Начавшаяся в 2008 году история Железного Человека закончилась глобальным противостоянием нескольких десятков супергероев с Таносом, который решил уничтожить ровно половину Вселенной. Битва закончилась смертью главного злодея и самого Старка. А некоторые сейчас считают, что тогда умерла и сама киновселенная.
Marvel вовремя закончила свою самую эпичную битву. На следующий год после премьеры «Мстители: Финал» началась пандемия, и компания решила, что пора запускать в дело сериалы. Пока кинотеатры были закрыты, студия выпускала небольшие шоу, которые должны были подвести к новым кинопремьерам. Но качество сериалов многих разочаровало: фантазии авторов в лучших случаях хватало на несколько первых серий.
Фанаты ждали открытия кинотеатров и возвращения фильмов, но и они после «Финала» чаще всего расстраивали. «Черная вдова» рассказывала про прошлое уже погибшего персонажа, а персонажи «Вечных» со своими принципами выглядели просто ненужными в общей киновселенной. «Доктор Стрэндж 2» сильно пострадал из-за пересъемок, а фильмы «Тор: Любовь и гром» и «Человек-муравей и Оса: Квантомания» после премьер предпочитают вообще не обсуждать. Единственным исключением стал «Человек-паук 3», который легко заработал миллиард и любовь зрителей: во многом благодаря удачному маркетингу про мультивселенную с возвращением звезд из старых «Человеков-пауков».
У DC все не складывалось почти с самого начала: не зря ее киновселенная стала предметом для многочисленных шуток. Переносить комикс-франшизу на экраны начали Зак Снайдер и Кристофер Нолан – два знаменитых режиссера. Нолан решил остаться исполнительным продюсером, а постановку доверили Снайдеру, который захотел начать с фильма про Супермена.
«Человек из стали», рассказывающий о становлении самого сильного героя планеты, критики и зрители в целом приняли сдержанно. Но свою фанбазу фильм нашел моментально: благодаря творческим решениям Снайдера, кино выглядело очень масштабно, зрелищно и мрачно. Все шутки можно было пересчитать по пальцам одной руки, а вторая половина 2,5-часовой картины практически целиком состояла из экшена. Несмотря на некоторые проблемы с повествованием, кино стало образцом супергеройских разборок – эпичных, разрушительных и визуально впечатляющих.
Но годом ранее вышли «Мстители», и DC уже была одержима идеей своей киновселенной. Запустить ее хотели как можно скорее: поэтому в сиквеле решили сразу устроить противостояние Супермена и Бэтмена, а в третьем фильме – собрать Лигу Справедливости. Сольники о становлении героев решили выпустить уже после глобальных фильмов, и этот факт многих привел в замешательство. Если показывать истоки Бэтмена из-за популярности героя было необязательно, то вот Чудо-женщину, Аквамена, Киборга и Флэша стоило представлять публике поэтапно.
«Бэтмен против Супермена» получил разгромные отзывы от критиков, да и зрители фильм встретили прохладно. Снайдер снял трехчасовую ленту, которую потом сильно порезал под давлением студии: в итоге из театральной версии пропали важные сюжетные фрагменты. В финале с главным злодеем сражалась еще и Чудо-женщина, которая появлялась практически из ниоткуда. Фанаты Marvel, привыкшие к постепенному знакомству с героями, этого не оценили. После выхода режиссерской версии гнев зрителей сменился на милость: многие признали, что новое издание гораздо лучше, и студии не следовало вмешиваться в монтаж.
В итоге потенциальный хит про двух главных супергероев DC собрал $873 млн – много, но студия рассчитывала на миллиард. Снайдеру разрешили снять следующий фильм, но примерно в середине процесса режиссер покинул свой пост из-за самоубийства дочери. Фильм поручили доделывать Джоссу Уидону, постановщику тех самых «Мстителей», которые хотела видеть у себя DC. Режиссер не стал вникать в суть вселенной, выстроенной Снайдером, и снял типичный Marvel-боевик: с неуместными шутками, бредовыми сюжетными поворотами и странными трансформациями характеров персонажей. Фильм разгромила пресса, а сборы едва превысили $650 млн.
Похожую судьбу разделил «Отряд самоубийц» – еще один фильм-солянка с кучей героев. Дэвид Эйер снимал серьезный экшен, однако после медийного провала «Бэтмена и Супермена» продюсеры попросили его изменить тон картины. Финальный результат не понравился никому, хотя сборы были неплохими. Но сам Эйер признался, что не должен был уступать руководству: театральной версией он тоже не доволен.
Определенных успехов добились «Чудо-женщина» и «Аквамен» – оба фильма тепло приняли критики и зрители, да и сборы DC понравились. Тон в этих фильмах сменили на более веселый: теперь они больше были похожи на картины конкурентов. Но раскрутиться у киновселенной так и не получилось. Если фанаты Marvel всегда понимали, что их ждет, а ставки в киновселенной постепенно росли, то в DC творился хаос. Картины отличались друг от друга тонально, а масштаб всех последующих фильмов уступал «Человеку из стали».
В 2021 вышла режиссерская версия «Лиги справедливости», которая имела мало общего с вариантом Уидона: фильм пересняли и перемонтировали практически до неузнаваемости. Причем кино вышло только благодаря фанатам, которые два года доставали руководство DC безумными выходками. Компания сдалась и позволила Снайдеру поставить если не точку, то многоточие в своей «киновселенной». Многие после просмотра этой версии сошлись во мнении, что у режиссера все же было интересное видение, и продюсерам стоило просто довериться его чутью.
Хаос в киновселенной DC продолжался до ее последнего формального дня существования. Например, в фильме «Черный Адам» объявили о возвращении Генри Кавилла к роли Супермена. А уже через несколько недель стало известно, что DC сдалась и решила все перезапустить. Новым руководителем франшизы стал Джеймс Ганн – еще один режиссер из Marvel, снявший для студии три части «Стражей Галактики». Он объявил, что большая часть актеров не вернется к своим ролям, а строить киновселенную будут с нуля.
Несмотря на два совершенно разных пути, Marvel и DC столкнулись с общими проблемами. Засилье супергеройских фильмов, регулярные новости о них и презентации компаний, которые обещают еще лет 10 развивать франшизу, утомили даже самых преданных фанатов. Особенно это актуально в отношении Marvel: у компании готов план на несколько лет вперед, сюрпризов можно не ждать, а следить за всеми сериалами и фильмами становится все сложнее и сложнее.
Качество фильмов тоже либо стагнирует, либо падает. И если у DC все хотя бы меняется от картины к картине, то Marvel катится по наклонной – пока с каждым проектом получается все хуже и хуже. Тут против компании работает сразу несколько факторов: плохие сценарии, уход ключевых звезд и падение качества графики. С последней все стало настолько плохо, что весной 2023 компания даже уволила руководителя, отвечавшего за CGI.
Многие из проблем существовали и ранее. Например, фильмы часто начинали делать без готового сценария, а пересъемки быстро стали обычным делом. Но если один-два фильма в год еще можно было спасти, то с ростом количества контента у Marvel, видимо, просто не хватает ресурсов. На форумах киностудию называют «худшим работодателем в индустрии»: компания то и дело доводит специалистов по графике до выгорания.
Выбор режиссеров – еще один камень преткновения. Marvel в последние годы почти отказалась от услуг именитых постановщиков: съемками руководят люди, у которых вообще нет соответствующего опыта. И даже когда за дело берутся опытные режиссеры, получается плохо: и Сэм Рэйми, и Тайка Вайтити сняли посредственные фильмы. Вероятно, связано это с политикой компании: все важные решения принимают топ-менеджеры, которые просто говорят режиссерам, чего им надо добиться. Творческой свободы – минимум.
У DC дела в этом плане получше. «Бэтмена», «Джокера» и новый «Отряд самоубийц» доверили трем разным опытным постановщикам, которые снимают очень разное кино. В итоге получилось три разных фильма с индивидуальным стилем, отличными сборами и высокими оценками.
Еще одна проблема – потеря нескольких кинорынков и падение прибыли. После «Финала» Marvel заявила, что в новых фильмах и сериалах сделает акцент на разнообразии: это сразу поставило крест на странах Ближнего Востока и Китая, где строгие законы запрещают картины с ЛГБТ-героями. С российского рынка Disney ушла сама. Получается замкнутый круг: пока сборы росли, Marvel экспериментировала и старалась предлагать что-то новое. Но теперь рисковать в рамках киновселенной становится все опаснее для бизнеса.
У DC другая проблема – хаос и неразбериха. Даже после новостей о перезапуске франшизы все еще сложно сказать, как именно она будет выглядеть. Продюсеры говорят и об общей киновселенной, и об отдельных фильмах, которые будут как бы в стороне: как «Джокер» и «Бэтмен» с Паттинсоном. Получается, что обычному зрителю перед походом в кинотеатр придется проводить мини-расследование: может ли он вообще пойти в кино, и не нужны ли ему какие-то еще знания для понимания сюжета.
В DC уже заявили и о том, что их амбиции распространяются за рамки кино. В общую вселенную хотят связать вообще все – комиксы, игры и сериалы. Для каких-нибудь ярых фанатов это, может, и звучит весело, но точно не для обычного потребителя, которому придется следить за целым потоком медиа-материалов. Учитывая, что все крупные корпорации в последние годы одержимы своими «вселенными», вряд ли менеджеры будут думать о том, как все сделать удобным для людей. Скорее наоборот: как вовлечь их в мир супергероев и заставить потреблять вообще все связанные продукты.
СМИ уже пишут, что это, возможно, закат эры супергероев. А на смену им придут адаптации видеоигр: об этом якобы свидетельствует бешеный успех The Last of Us и Super Mario. Шоу по игре Naughty Dog получило высочайшие оценки и поставило несколько рекордов по просмотрам, а мультфильм с Марио за неделю стал самой кассовой игровой экранизацией в истории.
Впрочем, игровым экранизациям уже не раз обещали бурную популярность, и практически каждый раз все заканчивалось после пары провальных лент. При этом опыт создателей важен, но не играет решающую роль. Super Mario, например, занималась опытная студия, отвечавшая за серию «Гадкий Я». А The Last of Us курировал автор оригинальной игры и сценарист сериала «Чернобыль». Но провальные адаптации Warcraft и «Принц Персии» тоже делали опытные команды.
Хоронить киновселенные с супергероями пока рано. Перспективы у них действительно неважные: трейлеры будущих фильмов Marvel вызывают лишь грустную улыбку и собирают рекордное количество дизлайков, а планы DC опять кажутся ну слишком амбициозными. Однако для успешного перезапуска, скорее всего, хватит пары хороших фильмов. Если студии смогут убедить зрителей, что у них есть свежие идеи, а у режиссеров – творческая свобода, вряд ли фанаты устоят от похода в кино на новые части любимых серий.