Найти тему

Тема №168 «Иисус и Кришнамурти — сходства и отличия»

Предисловие для непостоянных (новых) читателей.

Статья, которую Вы собираетесь прочесть ниже, предлагает читателю информацию Теософии по этому вопросу. Теософия — это самостоятельная, всемирно известная модель, которая наравне с религией и наукой, объясняет мироздание (то как мир был создан) и мироустройство (то как мир устроен и функционирует).

Начало темы.

Сегодня мы подводит итоги небольшой группы тем (№164-167 Азбуки), в которой мы изучали самое грандиозное пророчество второго тысячелетия, согласно которому, в начале 20 века, сам Господь снова должен был придти к людям в теле своего ученика — Индуса, по имени Кришнамурти Джидду. На протяжении трёх предшествующих тем мы изучали биографию Кришнамурти, что бы на основе этих сведений дать мотивированный ответ на вопрос — был ли всё таки Кришнамурти ещё одним пришествием Господа (Бодхисаттвы Майтрейи) к людям или просто мудрым человеком?

Когда обычный представитель Западной цивилизации слышит пророчество о пришествии Господа, то вероятнее всего он будет ожидать чего-то похожего, что происходило с Иисусом, когда в его тело вселился Христос. От Господа обычно ожидают всезнания и всеведения, используя которые он может отвечать на вопросы людей, а так же давать всеобщие мудрые советы и рекомендации. Громадная власть над материей позволяет Господу творить «чудеса», в том числе превращать одни предметы в другие, излечивать больных и даже якобы воскрешать из «мертвых». Как показывает история, учение данное Господом обычно превращается в независимую религию, названную в его честь.

Западная цивилизация, сравнивая Иисуса и Кришнамурти по вышеуказанным характеристикам, пришла к однозначному выводу, что Кришнамурти не имеет в себе обязательных признаков «Божественного присутствия», и не может считаться очередным воплощением Господа среди людей. Но если проанализировать историю, то мы обнаружим удивительный факт — Иудейская цивилизация, примерно две тысячи лет назад, подвергала аналогичному сухому и научному анализу Иисуса, с целью выяснить является ли он Господом или нет. Они сравнивали Иисуса, его слова и поступки, с какими-то признаками, которым по их мнению обязательно должен был соответствовать Господь. Как Вы все прекрасно знаете, Иудейские первосвященники тогда пришли к аналогичному выводу - Иисус не Господь, а ошибочность их суждений была признана Западом лишь века спустя. Могло ли человечество ошибиться второй раз и снова придти к ложным выводам но уже сегодня, в связи с быстрым и поверхностным взглядом на фигуру Кришнамурти Джидду? Многие полагают, что ошибка невозможна, ведь между Иисусом и Кришной (сокращённое имя Кришнамурти) просто громадная разница. Но так ли это на сам деле?

Давайте немного сравним эти две исторические фигуры. Первое сходство. Иисус: А) Задолго до рождения Иисуса существовали пророчества о появлении мессии и его великой задаче; Б) Иисус родился в не капиталистической семье, но «благородного» статуса (читай тему №132 Азбуки). В) Считается, что когда Иисус родился, в небе над местом его рождения загорелась звезда, указавшая волхвам на "избранного" младенца; Г) Матери Иисуса было объявлено о великом будущем, которое ожидает её новорождённого ребёнка; Д) На протяжении долгих лет это великое будущее никоим образом себя не проявляло.

Кришна: А) Пророчество о новом факелоностце истины, призванном указать путь человечеству, появилось за много лет до рождения Кришны; Б) Кришна так же родился в семье «благородного» статуса (брахман-брамин), которая так же испытывала финансовые трудности; В) Нам не известно загоралась ли звезда в небе над местом рождения Кришны, но во время процедуры третьего посвящения, которое имело место в 1922 году, в долине возле города Охай (Калифорния, США), свидетели однозначно видели светящуюся звезду, загоревшуюся в небе над Кришной; Г) Великий астролог Индии сообщил родителям младенца Кришны, что этого ребёнка обязательно ждёт великое будущее; Д) Опять же на протяжении многих лет Кришна был обычным ребёнком.

Второе сходство. Иисус: А) В возрасте 19-ти лет, Иисус был направлен для постоянного проживания и обучения в особую, закрытую общину Ессеев, где обучался их тайным знаниям. Б) Через некоторое время Иисус был направлен для дальнейшего обучения в тайные школы Египта, где прошёл несколько процедур посвящения в Планетарном Правительстве, достигнув четвёртой стадии Архата (читай тему №132 Азбуки).

Кришна: А) В довольно юном возрасте (14 лет) Кришна был принят в закрытую эзотерическую секцию Теософского общества, точно так же как Иисус учился в закрытой общине Ессеев. Б) Через пол года обучения (январь 1910г.), Кришна официально стал учеником Планетарноого Правительства, где прошёл четыре процедуры посвящения в тайные знания, так же достигнув стадии Архата, как и Иисус в Египте. Первое посвящение было в 1910 году, второе - в середине 1912г., третье - в августе 1922г., а вот дата четвёртого не известна, но в 1927 году Ледбитер утверждал, что Кришна стал Архатом. Несмотря на то, что Кришна не проявлял рвения в учёбе, он стал по своему уникальным, ведь он получил первое посвящение в возрасте неполных 15-ти лет, что является просто громадной редкостью.

Таким образом оба ребёнка (Иисус и Кришна) были по своему уникальными, оба ребёнка обучались тайным знаниям в тайных школах и оба прошли полностью идентичные процедуры 4-ёх посвящений в одной и той же организации — Планетарном Правительстве. Иисус подготавливался к посвящениям с помощью Египетских школ, а Кришна с помощью Теософского общества в Индии.

Третье сходство. Иисус: Бывшие наставники Иисуса (закрытая община Ессеев) поссорились со своим выдающимся учеником, не понимая особой миссии и предназначения Иисуса — установленной для последнего Планетарным Правительством. Им нравился ученик Иисус когда он действовал так как Ессеи того желали, но когда Иисус заявил о важности своей миссии несмотря на её противоречие взглядам Ессеев, последние ополчились на него.

Кришна: Очень похожие события произошли и с Кришной. Пока он вёл себя как этого хотели наставники из Теософского общества, он был любимым учеником, но как только Кришна заявил, чтоего миссия отличается от того, что об этом думают выдающиеся Теософы, появился конфликт. Проще говоря, когда Кришна говорил теософам то, что им нравилось и считалось ими правильным, Кришна был хорошим, а его речи считались словами самого Бодхисаттвы. Когда же Кришна стал говорить Теософам о той задаче, которую на него возложило Планетарное Правительство, Кришна стал неправильным, а произносимые им речи стали его собственной выдумкой.

Четвёртое сходство. Иисуса и Кришну отличала особая притягательность или привлекательность. Возможно часть этой притягательности основывалась на изящном и красивом внешнем облике, другая часть на очень благородных манерах (такт) и качествах характера (любовь, добросердечность, полное отсутствие эгоизма).

А вот дальше сходства заканчиваются и начинаются различия. Первое отличие. Иисус: А) В истории отсутствуют какие-либо свидетельства указывающие, что Иисус болел чем-либо или имел слабое здоровье. Б) Наоборот, он мог исцелять болезни другихлюдей, в том числе те, которые вылечить считалось невозможным в те времена. Якобы имевшее место воскрешение людей из «мертвых» мы не принимаем во внимание, так как Теософия и Восточная мудрость не признают существование этого явления в его Христианской трактовке (читай тему №133 Азбуки).

Кришна: А) В отличие от Иисуса Кришна болел много, даже его отец Нарианья полагал, что Кришна не выживет в следствие слабости здоровья. Вот список только некоторых болезней Кришны: малярия (1898г. - еле выжил), сильный бронхит (1921г.), печёночная инфекция (1946г. - восстанавливал здоровье заняло 6 месяцев), печёночная инфекция (1959г. - 7 недель пастели, от антибиотиков временно парализовало ноги), печёночные колики и свинка в тяжёлой форме (1976г.), операция простаты (1977г.), обнаружение грыжи (1980г.), сильные желудочные боли (1981г.), удаление грыжи (1982г.), обнаружение повышенного содержания сахара в крови идиета для диабетиков (после 1982г.), обнаружение катаракты и глаукомы в глазах (старость).

Б) С другой стороны Кришна так же обладал целительскими способностями. 11 ноября 1917 года, Кришна в письме к Радже сообщает, что проживая с Нитьей у частного репетитора - преподобного Джона Сейнджера (Англия), Кришна смог вернуть зрение левому глазу Нитьи, на который тот почти ослеп. Некоторые местные жители приходили в Кришне за избавлением от головных и зубных болей, что сделало его популярным в близлежащей местности. Сам же Кришна старался сильно не афишировать эти способности, а затем вообще отказался от этой практики, что бы не привлекать внимания.

На самом деле, людей которые способны целительствовать, проводя руками по «больному месту» человека, довольно много на планете и они существовали в разных странах и в разные исторические времена. В качестве примера можно привести хорошо известную в России Джуну, а сегодня в Воронежской области проживает целитель Фомин И.Д., который смог восстановить зрение больному как и Кришна.

Данный вид целительства основан либо на вливании своего «очень сильного магнетизма» в тело больного человека либо воздействием на эфирное тело больного сильными волновыми колебаниями, что оказывает медленный оздоравливающий эффект. Иисус Христос исцелял людей иначе. Он почти мгновенно преобразовывал силой ума и воли (крияшакти) больную и повреждённую материю, физического и эфирного тел человека, в полностью здоровую (возможно эту работу, невидимо для людей, делали Ангелы по приказу Иисуса Христа). Целительство Иисуса и Кришны в принципе нелогично сравнивать между собой. Ведь в случае с Иисусом целителем был Христос (Бодхисаттва Майтрея) со всем своим могуществом и всеведением, так как это происходило после того как Бодхисаттва вселился в тело Иисуса. В случае с Кришной целителем был он сам, ведь это происходило за долго до его соединения с Бодхисаттвой (за 10лет).

Второе отличие. Теперь перейдём к самому большому отличию Иисуса и Кришны, оно заключается в том, что Иисус был «Avatara - Аватара», а Кришна был «Avesha — Авеша». В чём же разница между этими двумя Восточными терминами? Она описана в книге Безант 1899 года под названием «Avataras— Аватары». Всемирно же известным на Западе этот термин стал благодаря Канадскому кинорежиссёру Джеймсу Кемерону, создателю фильма «Аватар». Согласно этому фильму, в далёком будущем, люди научились создавать биологических роботов, в которые они временно подселяли сознание людей. Сам же биологический робот своего собственного сознания не имел и в отсутствие сознания человека просто спал (бездействовал).

Термин Аватар на Востоке, откуда он и был позаимствован Западом, известен с очень большой древности и обычно употреблялся только в религиозном лексиконе. Термином Аватара обозначалось очень редкого появления самого Бога (в Теософии это сознание Солнечного Логоса) среди людей в обычном человеческом облике. Буквально термин Аватара переводится как «приходить, спускаясь в низ в какое-то тело». По сути это означает приход (спуск) Божества из высших миров (где оно обитает) в нижние миры к людям.

-2

Аватара бывает минимум двух видов. Первый вид это «полный Аватара», когда Солнечный Логос создаёт себе сам (крияшакти) человеческое тело, без каких-либо посредников, и в нём появляется перед людьми. Второй вид это «частичный Аватара», когда Солнечный Логос для своего прихода к людям спускается в физическое тело созданное обычным образом, т.е. зачатое и рождённое женщиной. Солнечный Логос может вселиться в тело как во время беременности, или же во взрослое тело, которое ему с огромной честью уступит владелец этого тела.

Основным отличием полного и частичного Аватары являются их возможности. Полный Аватара ничем не ограничен, он может хоть взрываться как ядерная бомба без вреда для созданного тела, а вот частичный Аватара очень сильно ограничен хрупким позаимствованным физическим телом и если дать ему большую нагрузку оно может получит травму или вовсе разрушиться. Если в фильме «Аватар» синекожий биологический робот, увеличивал возможности человека вселявшегося в него (большой рост, большая сила, способность связываться хвостом с другими существами), то в случае с частичным Аватаром , Солнечный Логос наоборот сильно ограничивается возможностями позаимствованного физического тела.

-3

Частичным Аватарой может стать Сверхчеловек обладающий физическим телом и пожелавший уступить его Солнечному Логосу. Это особое явление и предъявляет особые и жёсткие требования для лица уступающего своё физическое тело. Может ли стать частичным Аватарой Бога (Логоса) человеческое существо — неизвестно. Полный Аватара это крайне редкое явление, а вот частичный Аватара уже более распространён.

Хоть термин Аватара на Востоке обычно используется только к схождению Солнечного Логоса к людям, само явление Аватаризма — как уступка тела, эволюционно нижестоящим существом для использования его эволюционно вышестоящим существом, встречается и на более низких уровнях и масштабах чем Солнечный Логос. В данной Азбуке неоднократно говорилось о том, что Бодхисаттва множество раз приходил к людям заимствуя для этой цели физические тела учеников Планетарного Правительства (читай например темы №130 и 131 Азбуки). По научной сути это тот же самый Аватара, только в намного меньшем виде и с меньшими возможностями. В этом случае сходящим вниз существом является не Солнечный Логос, а Бодхисаттва например или расовый Ману. Уступающим своё физическое тело является не Сверхчеловек как в вышеуказанных случаях, а человек обычно достигший стадии Архата (четвёртое посвящение в Планетарном Правительстве). Архат Иисус был частичным Аватаром не Солнечного Логоса, а Бодхисаттвы Майтрейи.

Обычно Аватара подразумевает под собой постоянное явление, т.е. уступивший физическое тело больше в него никогда не возвращается, именно так и было с Иисусом (так считается). Но нередки случаи когда вышестоящее существо временно арендует тело нижестоящего, для выполнения какой-то задачи, с последующим возвращением тела его владельцу. Такие случаи известны как добровольная уступка тела (читай тему №7 Азбуки). Например Блаватская Е.П., будучи метиской Туранской подрасы Атлантов и Тевтонской подрасы Арийцев, с лёгкостью и многократно уступала своё физическое тело сотрудникам Планетарного Правительства, некоторые из которых даже писали материал для «Тайной доктрины». Тело Безант несколько раз заимствовалось Сверхлюдьми на некоторое время когда она читала лекции большому собранию, а потом возвращалось ей обратно. Кришна так же несколько раз уступал своё физическое тело предположительно Бодхисаттве, что бы тот обратился к присутствующим людям со своим посланием. Когда же Кришнамурти возвращался обратно в тело, то обычно ничего не помнил.

А вот другое немало известное явление на Западе как "медиумизм", характеризующееся не только способностью умышлено выделять часть своего эфирного тела, но и способностью временно уступать своё физическое тело другому человеку (в том числе автоматическое письмо), нельзя в полной мере назвать Аватаризмом. Причина этого в том, что Аватара это спуск вниз эволюционно вышестоящего существа, а медиум предоставляет своё тело во временное пользование либо природному народцу либо человеку на обратном пути реинкарнации, т.е. погибшему и находящемуся в Астральном мире.

Теперь перейдём ко второму термину под названием «Avesha — Авеша». Буквальный перевод этому следующий - «проникающий, пропитывающий» оно передаёт идею о чём-то насыщенном или проникнутом, как губка пропитанная водой.

-4

Если в случае с частичным Аватарой, бывший владелец физического тела покидает его (как передаёт автомобиль другому лицу и сам выходит из него), то в случае с Авешой дело обстоит иначе. Владелец физического тела продолжает оставаться в нём, но сознание владельца проникнуто (пропитано, соединено, слито) с сознанием Солнечного Логоса. В качестве примера можно привести автомобиль, в котором Авеша это владелец авто сидящий за рулём, а Солнечный Логос, это советник сидящий на пассажирском кресле.

-5

Громадная энергия Солнечного Логоса может изливаться из тела Авеши на окружающих существ, а сознание Авеши озаряться великолепными мыслями Логоса. Авеша сам выбирает, говорить ли эти мысли окружающим, а так же какие слова и выражения для этого использовать. В случае с Аватаром, после смены владельца физического тела, мы увидим особенности нового пользователя физического тела. Может измениться походка, позы человека, сила и выносливость, привычки в еде, выражение лица, манера речи, качества характера, привычки, память, используемый лексикон (употребляемые слова). В случае с Авешой вышеуказанного обычно не происходит, ведь владелец тела остаётся прежним, но вполне могут быть какие-то изменения. Обычно Авеша пропитывается сознанием вышестоящего существа на довольно продолжительное время и редко его лишается.

Термин Авеша, так же как и Аватара, обычно обозначает явление где действующим лицом выступает Солнечный Логос, а принимаемой стороной какое-то Сверхчеловеческое существо, которое соответствует неким требованиям. Но подобное явление, так же как и Аватара, происходит и на более низких уровнях, чем Солнечный Логос. В таких случаях вышестоящим существом, желающим соединить своё сознание, может быть Бодхисатва, расовый Ману или другой сотрудник Планетарного Правительства, а Авешой может выступать подходящий для этой задачи человек. Собственно говоря нас интересует именно этот вид Авеши, где одним из участников является человек.

Исследуемый нами Кришна был именно Авеша, а не частичный Аватара как Иисус. Но возникает вопрос: «Какое вышестоящее существо соединило своё сознание с Кришной?». В случае с Иисусом теософы однозначно утверждали, что физическое тело было позаимствовано Бодхисаттвой Майтрейей. В случае с Кришной теософы утверждали, что действующим лицом опять же был Бодхисаттва Майтрейя. Но вот сам Кришна никогда не называл конкретики. В 1922 году Кришна в письме указывал, что будет соединять своё сознание с сознанием «Учителя». В 1927 году в письме Кришна снова указывает: «Я знаю, что мое сознание соединяется с сознанием Учителя, и Он полностью чувствует меня». Здесь опять же нет никакой конкретики, только слово «Учитель» или слово «Он, Они».

Позднее Кришна вообще стал использовать слово «Возлюбленный» вместо слова «Учитель». Можно встретить и другие заменяющие слова «Великое присутствие, Великий Господь наших сердец и.т.д.». В редких случаях мог употребятся термин Бодхисаттва, но и это плавающий термин, ведь в 20-ом веке есть бывший Бодхисаттва - Гаутама Сидхртаха, есть действующий - Майтрейя и будущий - Кут Хуми. Кто из этих трёх Бодхисаттв соединил своё сознание с Кришной?

Три реинкарнации тому назад (16 век до н.э.), Кришна помогал Гаутаме Сидхартхе (в то время действующий Бодхисаттва) реформировать старо Персидскую религию. Две реинкарнации тому назад (6 век до н.э.), Кришна стал учеником Гаутамы Сидхартхи, после того как последний достиг просветления Будды (стал бывшим Бодхисаттвой). В январе 1910 года, в ходе процедуры первого посвящения, Кришна стал официальным учеником Кут Хуми, т.е. будущего Бодхисаттвы. А вот сведений о том, что Кришна был учеником Майтрейи теософы не сообщали.

Многие теософы одинаково утверждали, что если человек даёт клятву Сверхчеловеку и последний её принимает, то это клятва является нерушимой. Таким образом Кришна, присягнувший Гаутаме Будде, в 6 веке до н.э., является человеком из особенной команды помощников Будды, даже несмотря на то, что в 20 веке его учителем стал Кут Хуми. Эта неразрывная связь Будды и Кришны подтверждается фактом присутствия Будды на посвящениях Кришны в Планетарном Правительстве, а так же тем, что сам Кришна даже после двух реинкарнаций, сохранил особенную «внутреннюю» связь именно с Буддой. Путь самопросветления Будды зажёг сердце Кришны, а не путь ученичества практикуемого Теософским обществом, которое было учреждёно Кут Хуми и Морией. Таким образом, имеются основания предполагать, что Кришна был Авеша именно Гаутаммы Будды (бывшего Бодхисаттвы ныне Будды), а не Майтрейи или Кут Хуми. Хотя возможно Кришна слил своё сознание со всеми тремя, ведь они представители одного и того же отдела Планетарного Правительства (второго). Гаутама мог снабжать своими мыслями Майтрейю, послелний мог передавать их Кут Хуми, а тот в свою очередь Кришне, а как было на само деле к сожалению неизвестно.

Некоторые читатели могут задать вопрос, а действительно ли Кришна был Авеша или его мудрые мысли это обычное вдохновение? С точки зрения внешнего наблюдения (со стороны), Авешу довольно легко спутать с обычным вдохновением человека, под которым подразумевается тайный вброс мыслей какого-то невидимого существа в ум человека, для достижения нужных целей. Ведь в случае с Авешей мы не видим изменении в поведении, как это происходит с Аватарой. Но сам Авеша не сможет спутать обычное вдохновение или голос своей совести (мысли своей души или Монады) с великолепным сознанием вышестоящего существа, с которым слито его сознание.

Кришна был именно Авеша и тому есть неопровержимое свидетельство, которое не мог оспорить даже Ледбитер, изучавший Кришну из Будхического мира, а так же опрашивавший Кришну на предмет его ощущений и мировосприятия. Доказательство заключается в следующем. Любой ученик Планетарного Правительства становиться каналом через который может изливаться энергия этой организации (читай тему №98Азбуки). Похожим каналом становиться и рукоположенный церковнослужащий ставший священником или Епископом, для оказания религиозных услуг (читатй темы №136 и 137 Азбуки). Помимо этого, у каждого существа есть своя собственная энергетика соответствующая его эволюционному уровню. Например, через тело Ледбитера изливалась энергия: 1) как Епископа, для оказания религиозных услуг, 2) как ученика Планетарного Правительства, 3) личная энергия самого Ледбитера.

А вот из тела Кришны изливалась энергия настолько мощная, сильная, сконденсированная явно непохожая на энергетику ученика, епископа и вообще не свойственная человеку. Эта энергия принадлежала лично какому-то Сверхчеловеческому существу, которое и соединило своё сознание с Кришной как с Авешей. Существование этого излучения от Кришны подтверждается многими экстрасенсорно-чувствительными свидетелями, да и сам Кришна об этом неоднократно говорил близким людям.

На протяжении многих десятилетий Кришна не мог понять смысл многомесячных болезненных состояний, которые начались в сентябре 1922 года, повторялись несколько раз с перерывами и получили название «процесс». Сам Кришна и многие теософы полагали, что болезненные состояния Кришны это подготовка тела для вселения в него Бодхисаттвы Майтрейи, но последний множество раз вселялся в Кришну ранее, для того чтобы передать своё послание людям и все эти случаи были мгновенными и полностью безболезненными для Кришны. Майтрейя и ранее заимствовал физические тела своих учеников и нигде мы не встречаем свидетельств, что вообще имели место болезненные состояния как у Кришны. Таким образом, вышеуказанные болезненные состояния вряд ли были следствием трансформации тела Кришны для вселения в него Майтрейи. А вот длительная и болезненная трансформация тела, что бы оно стало пригодным (не повредилось) для пропуска через него, как Авешу, особо мощной энергетики, является вполне разумной и мотивированной.

Вышеуказанная версия подтверждается следующим. В христианстве принята последовательность процедур рукоположения с обязательными перерывами между обоими ступенями (дьякон, пресвитер, Епископ). Эта система ступеней и перерывов между ними необходима, что бы не нанести вреда физическому телу церковнослужащего, ведь каждая процедура хиротонии (рукоположения), оказывает хоть и безболезненное, но очень сильное воздействие (трансформацию). Перерыв между рукоположениями необходим для того, что бы тело привыкло и успокоилось в течении определённого времени (как после медицинской операции), перед новым рукоположением. Дополнительно к перерывам, была введена предварительная ступень "Иподьякон", с целью снизить опасную нагрузку на тело церковнослужащего (читай тему №138 Азбуки).

Можно только догадываться какую мощную энергию должен был пропускать через себя Кришна если подготовка и трансформация его тела была столь длительной (месяцы), осуществлялась поэтапно (с перерывами) и была столь болезненной. К сожалению остаётся загадкой, кто именно являлся источником энергии излучаемой из Кришны и какова её цель?

Существуют множественные свидетельства того, что люди присутствовавшие на лекциях Кришны, понимали его не вследствие произнесённых им слов во время речи, а каким-то непонятным способом, как если бы сами мысли влетали в умы слушателей. Люди общавшиеся лично с Кришной, очень часто заявляли об особой притягательной и привлекательной энергии исходящей из него и сохраняли о нём очень приятное впечатление, даже если были несогласны с его словами.

Продолжение в следующей теме...

Справочная информация.

Данная статья является неотъемлемой логической частью большого трёхтомного сборника статей о Теософии автора Петра М. Сейчас Вы читаете третий том под названием «Азбука загадок человечества» (в него входят темы №100 - ). Второй том называется «Азбука Теософии» (в него входят темы №27-99). Первый том называется «Азбука Астрального мира» (в него входят темы №1-26).

Навигационные ссылки: содержание первого тома; содержание второго тома; содержание третьего тома.