Найти в Дзене

Глиптика – древнее искусство.

Глиптика – один из самых древних видов искусств, резьба на камнях. Древнейшие образцы играли роль печатей, амулетов и украшений. Первыми геммами были инталии, в которых углублённое изображение вырезалось с внутренней стороны камня. При оттиске на мягкой глине или воске они давали выпуклые изображения и потому изначально использовались как печати.

Ассирийские мастера вырезали инталии на цилиндрах, египетские – на нижней стороне каменных фигурок жуков-скарабеев. Они вырезались сначала на мягких породах камня (гематит, стеатит, серпентин), позже стали использоваться и твердые породы (сердолик, халцедон, лазурит и др.). Изготовлялись геммы в Египте, Месопотамии, Шумере, Вавилоне, на островах Эгейского моря.

Минойская печать табличка с тремя лебедями. Голубой халцедон.  XVI в. до н. э
Минойская печать табличка с тремя лебедями. Голубой халцедон. XVI в. до н. э

Инталии со временем стали резать на прозрачных драгоценных и полудрагоценных камнях. Камеи -рельефные выпуклые изображения на многослойных камнях, начали вырезать лишь в эпоху эллинизма.

Греческий скарабоид с Персеем. Пятнистая красная яшма. IV в. до н. э
Греческий скарабоид с Персеем. Пятнистая красная яшма. IV в. до н. э

Чаще всего камеи в древности резали на минералах из группы халцедонов, в том числе на агатах. Как известно, агат – один из самых красивых и неповторимых минералов: ни один из них не похож на другой. Многие древнегреческие камеи вырезаны на сардониксах. Так называются агаты, сложенные полосами коричневого, чёрного и белого цветов. Геммы стали неотъемлемой частью эллинистического искусства. Обычно на геммах изображали бытовые сцены и сцены из мифов, животные, птицы и др.

Греческий скарабоид с кузнечиком, приписываемый Дексамену. Пятнистая желтая яшма, конец V в. до н. э
Греческий скарабоид с кузнечиком, приписываемый Дексамену. Пятнистая желтая яшма, конец V в. до н. э

Начиная с 6 века до н.э. в литературе сохранились имена древнегреческих резчиков, в частности Мнесарха - отца философа Пифагора. Изготовляли резные камни месяцами, иные – до года, поэтому стоили они огромных денег и были в первую очередь социальным символом. Многие аристократы имели собственных резчиков. У императора Александра Великого было два художника, которые имели право изображать царя царей в камне, и один из них был глиптик. Благодаря походам и завоеваниям Александра Македонского камни, добывавшиеся на Востоке, стали в изобилии появляется в эллинистическом мире.

-5

В моду начали входить аметисты, топазы, гранаты, сапфиры, аквамарины, изумруды, гиацинты и многослойные сардониксы. В это время ценится не только работа резчика, но и красота камней. С исключительным искусством вырезана из трехслойного сардоникса (фон и верхний слой тёмно-коричневые, средний — молочно-белый) камея с парным портретом Птолемея Филадельфа и его супруги Арсинои (камея Гонзага, которая хранится в Государственном Эрмитаже).

Камея Гонзага. Эта камея не только считается одной из самых крупных, ее отличает непревзойденное мастерство резчика. На великолепном трехцветном арабском сардониксе искусно вырезаны два профиля – мужской и женский.
Камея Гонзага. Эта камея не только считается одной из самых крупных, ее отличает непревзойденное мастерство резчика. На великолепном трехцветном арабском сардониксе искусно вырезаны два профиля – мужской и женский.

Вторую жизнь глиптике подарила эпоха Ренессанса. Ведущая роль здесь принадлежит итальянским мастерам. Наряду с копированием произведений античной глиптики они создавали профильные и трёхчетвертные портреты современников.

-7

Камнерезная история Германии начиналась в двух небольших деревнях, какими были Идар и Оберштайн, этому способствовали залежи агата, который добывали неподалёку. Сегодня это камнерезные центры Европы. В XVIII веке в Европе возникает мода на глиптику, здесь были собраны огромные коллекции античных камей.

Этрусский скарабей с пленением Кассандры.V в. до н. э.
Этрусский скарабей с пленением Кассандры.V в. до н. э.

Начало коллекции камей в Эрмитаже положила Екатерина II в 1764г. Она писала: "Моя маленькая коллекция резных камней такова, что вчера четыре человека с трудом несли две корзины с ящичками, в которых заключалась едва половина собрания; во избежание недоразумения, знайте, что это были те корзины, в которых у нас зимой носят дрова". Доступ к коллекции "антиков", как называли геммы в те годы, считался особой милостью. "Ее видели не более пяти или шести человек".

-9

К концу царствования Екатерины II в Эрмитаже насчитывалось свыше 10 000 гемм. За год до смерти она с гордостью пишет своему доверенному корреспонденту: "Все собрания Европы, по сравнению с нашим, представляют лишь детские затеи".

-10

Однако императрица понимает: России нужны свои мастера... Снаряжается экспедиция на Урал — отныне в Петербург регулярно поставляются самоцветы, придворные резчики изготовляют геммы, по красоте не уступающие европейским. Уральским умельцам предписывается «не токмо точить камень, но и резать на нем искусно», — екатеринбургский завод становится центром нового промысла. Почти все камеи, изготовленные на Урале, посылались в столицу — в подарок царской семье. Эта уникальная уральская коллекция, хранится теперь в Эрмитаже.

-11

Ну а что происходит сегодня? Казалось бы, в наш прагматичный век искусство резьбы по камню, особенно никому не нужно. Глиптика консервативна: пейзаж, портрет, а, если сюжет, то, как правило, по мотивам античной мифологии…. Нужно ли копировать то, что до тебя создавали на протяжении тысячелетий? И тем не менее древнее искусство живет! Хотя сегодня в России работает не так много мастеров-резчиков. В прошлом — это художники и дизайнеры, скульпторы и архитекторы, книжники и прикладники. Технику глиптики каждый освоил самостоятельно — ни одно художественное училище этому не обучало. Уже во второй половине 90-х на ювелирных выставках появляются уникальные глиптические работы. В 2002 году на выставке «Петербургский ювелир» поразительные камеи на раковинах, посвящённые Петербургу, представил зрителям Алексей Долгов.

 Алексей Долгов. Кулон с камеей "Союз Земли и Воды".Государственный Эрмитаж
Алексей Долгов. Кулон с камеей "Союз Земли и Воды".Государственный Эрмитаж

Его миниатюры на раковине впечатляют не только виртуозной техникой исполнения, но и утонченным вкусом. Долгов отошел от традиционных для камей композиций из жизни античных богов и мифологических героев, и основным жанром его работ становится портрет. Свои композиции «Иван Бунин», «Мстислав Добужинский», «Александр Пушкин» Творческим вдохновением отмечена созданная Долговым камея в честь Питера Брейгеля. Портрет нидерландского живописца удачно дополнен фрагментом из его картины «Охотники на снегу». Утонченность отмечает и портрет Лукаса Кранаха.

Камея. Портрет Лукаса Кранаха.Государственный Эрмитаж.
Камея. Портрет Лукаса Кранаха.Государственный Эрмитаж.

В своих пейзажах-миниатюрах художник мастерски использует колористические особенности полихромных многослойных раковин, что придает его камеям философскую глубину в таких работах, как «Осень», «Полночь», «Белая ночь» и др. Несколько работ посвящены российским императорам Екатерине II и Павлу I. Портрет последнего выполнен на фоне его любимого детища — Михайловского замка. Работы мастера входят в коллекции многих российских и зарубежных музеев, выставлялись на отечественных и международных выставках.

Алексей Долгов. Плакетка с камеей на раковине «Дочь Петра». Музеи Московского Кремля
Алексей Долгов. Плакетка с камеей на раковине «Дочь Петра». Музеи Московского Кремля

Алексей Долгов является членом Союза Коллекционеров России.

vk.com/...522

t.me/...lub