Продолжаю повествование о Благовещении.
Согласно Торе, Мария после обручения с Наггаром обязана была жить в его доме, где Ей и явился Гавриил. Откуда тогда взялся Ее собственный дом, да еще и, что называется, стоявший стенка к стенке с жилищем Ее нареченного мужа? Известно также, что Иоаким и Анна, родители Богородицы, были очень богатыми людьми у них имелось собственное стадо, что предполагало наличие весьма обширного двора, а то и поместья. Такие жилища обычно располагались не в центре, а на окраине поселений.
Иосиф Плотник, наоборот, по верованиям поздних христиан, был беден (в древних преданиях такой информации нет). Богачи и бедняк вряд ли жили бок о бок. Впрочем, Наггар, что на иврите означает не просто «плотник», а «строитель» и еще «ученый», тоже обладал собственным домом и мастерской, то есть отнюдь не был нищим. Такие специалисты в Иудее I века до н.э. отнюдь не бедствовали.
Кроме того, якобы под церковью Благовещения находится и могила приемного отца Мессии. Но захоронение в жилом доме (а там обитали Иисус с двумя братьями Иаковом и Иудой, а также Приснодева до смерти Полотника в 14 году) – ужасное нарушение заповедей Торы, упокаивать мертвых разрешалось только за пределами городских стен.
И как быть тогда с иерусалимской могилой Наггара в церкви в Гефсимании?
Я ранее писал о том, что родители Богоматери ушли из Назарета в Иерусалим, где Она и родилась (по другому преданию, в столице Галилеи Сепфорисе). Жилище отца и матери Приснодевы располагалось к северу от Храма вблизи так называемых Овечьих ворот (также Львиных и Стефановых – в честь первого христианского мученика). Сейчас на этом месте стоят католический храм Св. Анны и православная греческая церковь Иоакима и Анны.
А еще вспомним, что недавно археологи раскопали дом, где, по предположению, жил Обручник.
Так что эта тайна до сих пор не раскрыта. Был ли дом Марии в Назарете действительно рядом с жилищем Плотника на участке под нынешней Базиликой Благовещения, или в другом, неизвестном нам месте, а жилище Иосифа стояло поодаль? Надеюсь, когда-нибудь узнаем.
Однако вернемся к собственно Благовещению.
Согласно апокрифу, Марии по жребию выпало соткать новую завесу из пурпура для святилища – один раз Она уже делала это в детстве. Вернувшись от колодца с водой, Приснодева села за пряжу – и во второй раз увидела архангела. В этот момент Она читала отрывок из книги пророка Исайи с его пророческими словами: «Се, Дева во чреве приимет, и родит Сына» (Ис. 7:14). По этой причине в сцене Благовещения Богоматерь в западноевропейской живописи обычно изображается с раскрытой книгой Библии за ткацким станком (что вполне возможно, только, конечно, со свитком Танаха) или за пюпитром (что невозможно, так как такого предмета средневековой мебели в Иудее I века не существовало).
Нынешние православные и католические святыни, имеющие отношение к этому величайшему историческому событию – Зачатию Богочеловека – кое в чем отличаются друг от друга.
Католическая Базилика Благовещения имеет два этажа: на первом находятся древние руины, на втором – современный алтарь. Главная святыня – Грот Святого Семейства, где жили Иосиф и Мария и где произошло Благовещение.
Сейчас в подземном храме есть маленькая келья, находящаяся чуть выше остального помещения; в нее ведут несколько каменных ступенек, которые до сих пор показывают паломникам в Базилике Благовещения вместе с мраморным алтарем, на котором написано по латыни: «Здесь Слово стало Кровью и Плотью». То есть произошло Непорочное Зачатие Богочеловека.
Но вернемся в I век до н.э. Об этом читайте в следующей главе.
Друзья, если вы хотите больше узнать об историческом Христе и вместе со мной отследить Его земной путь, подписывайтесь на мой канал и будьте первыми читателями новых публикаций.
Продолжение следует.
Юрий Пульвер
Более подробно этот выпуск представлен на сайте сетевого издания "Труд Черноземья": https://trudcher.ru/news/chelovecheskiy-oblik-boga36/chelovecheskiy-oblik-boga-khristos-kak-istorichesk4001/