Найти тему

Чат-боту 70 лет? Действительно!

Несмотря на стремительное распространение, чат-боты - далеко не современное изобретение. Первые боты появились более несколько десятилетий назад и развивались на протяжении многих лет. Мы заглянули в историю и нашли немало интересных фактов.

В 1950 году Алан Тьюринг (первопроходец в мире it) написал научную статью «Вычислительные машины и интеллект». Ученый предположил, что компьютерная программа может думать и говорить как человек. Чтобы доказать свою теорию, Тьюринг предложил эксперимент «Имитационная игра», известный сегодня как тест Тьюринга.

В эксперименте человек, назначенный судьей, разговаривал по компьютеру с человеком и машиной, которых нельзя было увидеть. Задача судьи заключалась в том, чтобы отличить компьютер от реального человека. Тьюринг предположил, что, если судья не может сказать, какие ответы принадлежат компьютеру, это докажет, что компьютер способен имитировать человеческий язык. Ученый был уверен, что к 2020 году машины легко смогут пройти это испытание. И, да, как же он был прав, думаем мы сейчас!

Но не будем забегать вперед, а расскажем о первом чат-боте в привычном нам понимании. В 1966 году профессор Массачусетского технологического института Джозеф Вейценбаум разработал компьютерную программу под названием Элиза. Она стала первым и самым простым ботом, созданным на основе ключевых слов, имитирующим человека-психиатра. Программа общалась, сопоставляя вопросы пользователей со сценариями ответов, введенными в ее базу данных.

Когда пациент говорил: «Моя мама любит цветы», Элиза отвечала: «Расскажи мне больше о своей матери». Таким образом Элиза побуждала людей больше говорить. Это также создало впечатление, что она понимает человеческую речь так же, как люди. Элиза стала толчком к развитию новых технологий!

В 1971 году Кеннет Колби - психиатр из Стэнфордской лаборатории искусственного интеллекта - задался вопросом, могут ли компьютеры способствовать пониманию функций мозга. Врач считал, что это поможет в лечении пациентов с психическими заболеваниями. Так появилась Парри - компьютерная программа, моделирующая человека с с шизофренией. Предполагалось, что она сможет обучать студентов-медиков. Кстати, это был первый бот, который прошел тест Тьюринга и взволновал всю научную общественность.

В 1988 году программист-самоучка Ролло Карпентер создал Jabberwacky. Это была программа, предназначенная для имитации человеческого разговора. Он отражал личность и поведение пользователей.

В 1992 году компания Creative Labs разработала Dr. Sbaitso программу синтеза речи AI, имитирующую психолога. Программа распространялась вместе со звуковыми картами, продаваемыми компанией. Они хотели представить оцифрованные голоса, которые могут воспроизводить их карты.

Новым шагом к ботам в привычном понимании стала A.L.I.C.E - разработанный чат-бот, имитирующий чат с женщинами. Его разработал в 1995 году Ричард Уоллес. Проект был выпущен с открытым исходным кодом - его могли использовать другие разработчики для создания своих ботов.

В 2001 году появится интеллектуальный чат-бот, созданный на основе AOL Instant Messenger. Он был разработан для естественного общения с пользователями.

С 2010 года, когда Apple запустила Siri, количество виртуальных помощников росло. Да, Siri стала первым персональным помощником, доступным во всем мире, но за ней началась эра безудержного развития данного формата. Google Now, Microsoft Cortana и Amazon Alexa. В «Яндекс» представил русскоязычного голосового помощника «Алиса».

Вплоть до 2000-х годов подобные программы были уделом экспериментов студентов-инженеров, и никто не воспринимал их как полезный продукт, у которого есть будущее. Но с появлением мессенджеров - ICQ и Skype все изменилось. Позже Whatsapp, Telegram, Facebook Messenger. Все это дало мощный фундамент для развития чат-ботов. И теперь без них не представлена практически ни одна отрасль нашей обыденной жизни. Если несколько лет назад они могли казаться бесполезной игрушкой или экзотикой,то сейчас пользователи к ним привыкли, начали активно использовать - общение бизнеса с клиентами - голосовые колонки, все это норма сегодняшнего дня.

Основная функция чат-ботов — дать быстрый и четкий ответ на ряд вопросов, информацией по которым он владеет (например, наличие товара, доступность заказа, часы работы компании или общая информация о ней). Вопросы могут быть как линейными (вопрос-ответ) так или решаемыми в несколько шагов, например, подбор требуемого товара в ассортименте и последующий его заказ на складе.

Рынок чат-ботов становится всё более упорядоченным, вместо единичных разрозненных проектов здесь массово появляются комплексные универсальные платформы с чёткой стратегией, масштабируемостью и многоязыковой поддержкой. И это не предел. По мере роста возможностей, боты выведут коммуникацию с пользователями на более высокий уровень, станут более проактивными. По самым смелым прогнозам,  чат-боты будут способны не только быстро отвечать на конкретные вопросы/запросы, но также общаться на сторонние темы и вести живую беседу с пользователями.

Как видим, чат-боты ждёт большое будущее и уже сегодня можно увидеть, насколько активно развивается данное направление в части автоматизации бизнес-процессов, о чем мы неоднократно говорили. Тем более, что настроить чат-бота стало достаточно просто, появляются новые профессии, новые старт-апы по разработке ботов. Хотите тоже оптимизировать бизнес-процессы? Здесь вам придёт на помощь конструктов чат-ботов от Botrix. Благодаря этому сервису вы легко и просто настроите своего первого бота и выведите свой бизнес на новый уровень!

Кстати, в Телеграмм и «ВКонтакте» выкладываем полезную информацию и интересные кейсы.

Любите своих клиентов! Автоматизируйте бизнес с Botrix.