Найти тему
RuBaltic.Ru

«Медицина смерти»: как нацисты поступали с ранеными советскими военнопленными

Всемирно известный советский и израильский историк Арон Шнеер в своей фундаментальной работе «Плен» пишет:

Многие солдаты и офицеры Красной Армии попадали в плен ранеными, контуженными. Пребывание в плену сопровождалось различными заболеваниями. Как складывалась судьба раненых и больных советских военнопленных? В соответствии с Женевскими соглашениями, раненые солдаты противника должны были получать необходимую медицинскую помощь.

К сожалению, на деле эти правила почти не распространялись на раненых советских военнопленных.

Отказ в помощи раненым красноармейцам носил не случайный характер, а был результатом указаний и предписаний со стороны немецких командиров различных звеньев. Причем подобные указания были отданы еще до начала войны с СССР. Так, немецкий солдат 6-го танкового полка Ганс Древс, попавший в советский плен, на допросе показал: «…На инструктивном занятии 20 июня 1941 г. нам заявили, что в предстоящем походе раненым красноармейцам перевязки делать не следует, ибо немецкой армии некогда возиться с ранеными».

То же самое подтвердил солдат штабной роты 18-й танковой дивизии Марек: «21 июня мы получили от наших офицеров приказ: "С ранеными русскими пленными нечего долго возиться, их надо просто приканчивать на месте"».

Бывшие военнопленные обратили внимание на то, что во многих лагерях уже в начале войны среди пленных, поступающих в лагерь, тяжелораненых было мало, изредка попадались легкораненые. Причина этого явления в том, что «неспособных самостоятельно передвигаться немецкие солдаты обычно добивали на месте или по пути в лагерь».

Так, 1 августа 1942 г. после боя в станице Белая Глина Краснодарского края осталось много раненых красноармейцев. По словам местной жительницы В. Иващенко, сразу же после боя немецкий офицер пристрелил всех раненых, лежащих у ее дома. Всего в станице немцы убили около 50 раненых.

По свидетельству Ф.Я. Черона, раненым никакой помощи не оказывалось. Тяжелораненых оставляли умирать там, где они лежали.

Немецкий историк Альфред Штрейм пишет, что, согласно распоряжению Отдела по делам военнопленных, следовало выполнять Женевскую конвенцию по делам военнопленных и что в первые месяцы войны с Россией старались соответствовать гуманным принципам. И, действительно, есть примеры «оказания раненым медицинской помощи» сразу после взятия в плен.

Так, например, в тех лагерях, где пленные размещались в землянках, были оборудованы санитарные землянки. В распоряжении врачей также не было никаких инструментов, медикаментов и перевязочных средств. Больные в этих землянках лежали на голой земле. В лагере г. Хелм врач сделал операцию больному аппендицитом при помощи гвоздя, причем при свете спичек, зажигаемых стоявшим рядом «ассистентом» — пленным. Отложить операцию до утра было невозможно. А для немедленной операции под руками у врача ничего не было. Поэтому пришлось раздобыть гвоздь, расплющить его, наточить и заменить им операционный нож. Операция оказалась удачной, и пациент остался жить.

Источник: Шнеер А. Плен. Солдаты и офицеры Красной Армии в немецком плену. — М.: «Пятый Рим», 2022