Наталья Дембинская
Страны Восточной Европы ищут способы отказаться от урана из России. Большие надежды возлагают на Казахстан — лидера отрасли. Но похоже, не учитывают того, что в мире за атомным топливом скоро выстроится очередь. По прогнозам Всемирной ядерной ассоциации, к 2030-му спрос вырастет на треть.
И хочется и колется
Под жесткими санкциями США и ЕС — и нефть, и газ, и уголь, и алюминий, на который Вашингтон недавно ввел 200-процентную пошлину. Единственное, что обошли стороной, — уран.
Европейцы и американцы охотно покупают у Москвы критически важные для них товары. Россия была одним из основных поставщиков урана в США и Европу, в том числе в бывшие советские республики.
Теперь Европа, в том числе Bосточная, хочет отказаться от российского урана в рамках стратегии по ослаблению энергетической зависимости.
Как уточняет Bloomberg, АЭС ищут новых партнеров для контрактов с 2025-го. Надеются на Казахстан, производящий более 40% урана в мире.
Об "энергетической независимости" Европы особенно пекутся американцы. Даже пообещали Варшаве четыре миллиарда долларов на строительство малых ядерных реакторов.
Излишняя самоуверенность
Впрочем, с ядерным топливом заокеанский союзник явно не поможет: в США дела с атомной промышленностью обстоят неважно. Если десять лет назад там производили около двух тысяч тонн оксида урана, то сейчас — всего 100.
Проблемы возникли после аварии в Три-Майл-Айленде в 1979-м. С тех пор обогащение зависело от иностранных партнеров.
Поэтому, невзирая ни на какие санкции, США с удовольствием поглощают российское топливо. Так, только в октябре прошлого года урана импортировали на 185 миллионов долларов — максимум с 2016-го.
Что касается ЕС, то тут многое зависит от технологий. Особенно если речь о восточноевропейцах.
Финская Fortum Oyj, эксплуатирующая два советских реактора ВВЭР в 90 километрах от Хельсинки, в 1990-е заключила контракт с British Nuclear Fuel Ltd., ныне принадлежащей Westinghouse Electric Co. Но в конечном итоге топливо пришлось вновь закупать у "Росатома".
Рынки есть
Уход Восточной Европы от российского урана может растянуться лет на десять. За это время "Росатом" завершит строительство АЭС в ряде дружественных стран, обеспечив экспорт. России не составит труда переключиться на другие рынки, как это произошло с нефтью.
Европе же излишняя самоуверенность грозит все тем же — разрастанием энергетического кризиса. Ядерное топливо — не газ и не уголь, тут нужно точно спроектированное оборудование, соответствующее лицензионным требованиям регулирующих органов безопасности.
Разрыв с Россией ставит под угрозу электроснабжение почти 100 миллионов человек — в странах, которые полагаются на атомные электростанции как на главный источник экологически чистой энергии.