Сначала нужно понять — по отношению к кому проводник может применить жёсткие методы обучения? Себе или путникам?
Начнём про путников.
Всё достаточно просто, и вы уже возможно предполагаете на основе предыдущих глав некоторые причины.
- Когда необходимо очень быстро пробудить сознание путника, так как у него есть здесь серьёзное задание. Здесь важно понимать, что, рождаясь в материальном мире, даже очень продвинутые души многое забывают и оказываются во власти материального мира, его законов, социума и пр. Конечно, чем серьёзнее ранее достигнутый уровень, тем этот процесс адаптации к материальной части проходит легче. Но не всегда. Потому что иногда на примере той или иной души нужно показать невероятно кардинальную трансформацию. И здесь инициатором этого процесса пробуждения может выступить как проводник, так и обстоятельства.
- Когда путник весьма серьёзно нагрешил, нашкодил, провинился. Звучит, конечно, странно. Но тем не менее. То есть путник сделал нечто, что не должно было. Значит он чего-то не понял. И эта было не мелочь, это был серьёзный проступок. И чтобы путник осознал всю серьёзность содеянного проводник может применить суровую практику. Не для того, чтоб наказать. А для того, что путник осознал, как можно в большей мере то, что сделал и в дальнейшем этого не совершал, по возможности оперативно исправив! Проводник не наказывает, так как он понимает — кто он такой, чтоб решать такие вопросы.
- Путник сам просит об этом. Да, это его добровольный выбор. Это согласие, это внутреннее разрешение (об этом ещё поговорим). Но это ещё не означает, что проводник сразу же согласится и побежит всё организовывать. Нет. Он посмотрит — реально ли готов к такой практике путник. Потому что у него нет задачи разрушить путника. У него есть задача его укрепить. Поэтому проводник очень серьёзно будет думать над такой просьбой, прежде чем принять положительное или отрицательное решение.
- Путник готов к более сложным практикам. Но это не означает, что проводник на радостях его забросит в эти суровые практики. Он поговорит об этом со своими путником и только после согласия последнего будет организована такая практика.
По какой причине так важно добровольное согласие и внутреннее разрешение человека на практику
Даже на самую простую-простую. Это согласие на развитие. Согласие на духовное развитие. Принятие необходимости делать те или иные шаги для этого. Это включение осознанности. Это включение ответственности — сам согласился. И главное — это тренировка тела, эмоций, ума и разума. Подготовка их. Раз за разом они привыкают (условный рефлекс), что всё хорошо, всё понятно, всё ясно, всё безопасно, всё под контролем. При такой подготовке серьёзная аскеза будет иметь созидательный эффект, а не стрессовый или разрушительный. То есть когда дело дойдёт до серьёзных и сложных практик паники будет минимум. А это очень важно, ведь иногда печальный эффект возникает не потому что практика сама по себе плоха, а потому что паника была велика, и она привела к резким или не тем движениям. И, конечно, же помним, что для божественного важно во всём добровольное согласие человека. В том числе и когда речь идёт о практиках. Всё должно быть проявлением свободной воли, своего осознанного выбора.
Для проводника это можем служить маркером — доверяют ему или нет. Вовремя поняв, что ему не доверяют, можно исправить ситуацию. Причём оценить доверие можно сразу в 2 контекстах — с точки зрения практики и с точки зрения сказать открыто нет.
В каких случаях проводник может для себя применить жёсткие методы обучения?
Когда предыдущие уже не действуют, уже не дают такого эффекта. То есть его норма стала совершенно другой и чтоб получить нужные состояния ему нужно освоить другой уровень нормы. Понимаете? Но для обычного мирского жителя, возможно далёкого от реальной йоги, норма совершенно другая. И то, что для проводника может быть практикой, для такого новичка может быть страданием, разрушением и пр. Поэтому очень важно понимать, выбирая те или иные практики, выбирая тех или иных проводников — а какая норма у вас, какая норма у них и как это всё соотносится, если ещё соотносится.
Учитывает ли это всё проводник? Или будет пытаться запихать вас в свою норму (к которой шёл, например, 10–15 лет) за 1–2 встречи по 1,5 часа… Контакт с реальностью низкий. Либо в вас видят огромный потенциал, что скорей всего не так (законы материального мира никто не отменял даже для самого продвинутого в прошлых жизнях путника) либо переоценивает свои возможности, либо это его вообще не волнует, как и ваши последствия.
Равновесие. Баланс. Гармония.
Суровые аскезы развивают волю и не только (об этом ещё поговорим). Но мягкие, тонкие практики тренирует чувствительность и изысканность восприятия. Сложные практики тренируют концентрацию. Простые практики — развивают лёгкость. Нужно всё. Но всему своё место и своё время. В этом заключается мудрость проводника — понять, чему, для кого и когда наступило время, что уже человек делает в миру, а что ему нужно будет делать с ним.
Из книги "Дорогой просветления. Обучение и практики в ненасилии, в любви и сострадании", Татьяна Аржаева.