Найти тему

Вий-Гоголи. Серия "Литературное". Часть IV.

Маркеры, линеры, 2023.

Общий план
Общий план

Про церковь:

Чертики и ведьмы, летающие вокруг колокольни
Чертики и ведьмы, летающие вокруг колокольни
Церковь. Деревянная, понятное дело.
Церковь. Деревянная, понятное дело.

Я не силён в деревянном зодчестве, за что мне стыд и позор, но церковь у Гоголя это лишь способ показать, что если Бога нет в душе, то храм не поможет в любом случае.

Описание Гоголем церкви такое: несмотря на богатство сотника и обилие людей в его имении, церковь имеет совершенно запущенный вид: «почерневшая, убранная зеленым мохом». Я не стал рисовать мох, но мой монохром в любом случае делает из церкви будто бы сгоревшую. Такая вот художественная находка.

Далее - про Хому Брута (и его друзей Тиберия Горобца (горобец - воробей, укр.) и Халяву.)

три товарища на привале. аллюзия к известной картине про охотников (Русский музей, СПб)
три товарища на привале. аллюзия к известной картине про охотников (Русский музей, СПб)

Собственно, что мы знаем про Хому Брута - Странствующий философ и богослов, бурсак, молодой парень.

Бу́рса (лат. bursa — «карман, кошелёк») — общежитие при духовном образовательном учреждении в дореволюционной России. То есть бурсак - студент, который, к тому же, живёт в общаге. Я как закончивший философский факультет и бывавший в его общежитиях, могу честно сказать: больших засранцев представить себе трудно. Поэтому меня ни капли не удивляет следующее описания:

Философ Хома Брут был нрава веселого. Любил очень лежать и курить люльку. Если же пил, то непременно нанимал музыкантов и отплясывал тропака. Он часто пробовал крупного гороху, но совершенно с философическим равнодушием, – говоря, что чему быть, того не миновать.

и первые реплики будущего священника в "Вие" как бы намекают:

– Что за черт! – сказал философ Хома Брут, – сдавалось совершенно, как будто сейчас будет хутор.

Богослов помолчал, поглядел по окрестностям, потом опять взял в рот свою люльку, и все продолжали путь.

– Ей-богу! – сказал, опять остановившись, философ. – Ни чертова кулака не видно.

То есть, парень, очевидно не промах. И к заповедям, и к христианству относится весьма наплевательски.

Далее читаем:

...Но старуха шла прямо к нему с распростертыми руками.

«Эге-ге! – подумал философ. – Только нет, голубушка! устарела». Он отодвинулся немного подальше, но старуха, без церемонии, опять подошла к нему.

– Слушай, бабуся! – сказал философ, – теперь пост; а я такой человек, что и за тысячу золотых не захочу оскоромиться.

В общем, парень от плотских утех явно далеко по жизни не отходит.

Кратко напомню, старуха магией его оседлала (читаем, соблазнила), скакала на нём, пока не утомилась (хм), затем он улучил момент, и сам на нее прыгнул (читаем - поменяли позу) и так здорово отходил дубиной, что она помре. Студенты философского держат марку.

Старуха скачет на философе
Старуха скачет на философе
Философ скачет на старухе
Философ скачет на старухе

В общем, фабула вроде несложная - был Брут, несмотря на учение в семинарии, безбожником, поэтому церковь ему не помогла, круг из мела как языческий оберег, не помог (ну кто борется с нечистой силой нечистыми же делами колдовскими - нонсенс), друзья, такие же полудурки - не помогли тоже. Финита!

Брута я тоже немного раскрасил, чтобы ему было не совсем неловко ухаживать за панночкой в своем некрасивом клобуке.
Брута я тоже немного раскрасил, чтобы ему было не совсем неловко ухаживать за панночкой в своем некрасивом клобуке.

Рыба на одежде Хомы Брута - старинный символ христианства.

Дело в том, что греческое слово рыба — ΙΧΘΥΣ («ихтис») — представляет собой аббревиатуру гречеcкой же фразы «Иисус Христос, Сын Божий, Спаситель». Таким образом, изображение рыбы для христианина было своего рода визуальным воплощением главной богословской идеи христианства. Так я Брута, который не верит в Бога (Хома Брут - Фома Неверующий).

Ну а друзья его - тоже, скажем так, иллюстрациями к поговоркам про дружбу не послужат. Слова Николая Васильевича про богослова Халяву:

"Богослов был рослый, плечистый мужчина и имел чрезвычайно странный нрав: все, что ни лежало, бывало, возле него, он непременно украдет. В другом случае характер его был чрезвычайно мрачен, и когда напивался он пьян, то прятался в бурьяне, и семинарии стоило большого труда его сыскать там."

Ну и Горобец:

"Ритор Тиберий Горобець еще не имел права носить усов, пить горелки и курить люльки. Он носил только оселедец, и потому характер его в то время еще мало развился; но, судя по большим шишкам на лбу, с которыми он часто являлся в класс..."

как-то так!

А ещё, как я и говорил - Вий полон эротизма, подчас не особенно скрытого.

Поэтому в центре композиции у меня ухаживания Брута за панночкой.

Один глаз прикрыт - ну это старинный символизм, ему столько же лет, сколько первым цивилизациям - Гор у египтян, Один у норманнов, один глаз смотрит в мир живых, другой - в мир мёртвых.
Один глаз прикрыт - ну это старинный символизм, ему столько же лет, сколько первым цивилизациям - Гор у египтян, Один у норманнов, один глаз смотрит в мир живых, другой - в мир мёртвых.

Ну и немножко на порассматривать - платье панночки. Тут я оттянулся моей любовью к слабой рукотворной симметрии:

Завитушки, петушки, чертики фаллические, колокола церковные, ведьмочки, дьявольчики, Гоголи.
Завитушки, петушки, чертики фаллические, колокола церковные, ведьмочки, дьявольчики, Гоголи.
Немножко баловства. Потому что рисунок без этого был слишком мрачный.
Немножко баловства. Потому что рисунок без этого был слишком мрачный.