Маркеры, линеры, 2023.
Про церковь:
Я не силён в деревянном зодчестве, за что мне стыд и позор, но церковь у Гоголя это лишь способ показать, что если Бога нет в душе, то храм не поможет в любом случае.
Описание Гоголем церкви такое: несмотря на богатство сотника и обилие людей в его имении, церковь имеет совершенно запущенный вид: «почерневшая, убранная зеленым мохом». Я не стал рисовать мох, но мой монохром в любом случае делает из церкви будто бы сгоревшую. Такая вот художественная находка.
Далее - про Хому Брута (и его друзей Тиберия Горобца (горобец - воробей, укр.) и Халяву.)
Собственно, что мы знаем про Хому Брута - Странствующий философ и богослов, бурсак, молодой парень.
Бу́рса (лат. bursa — «карман, кошелёк») — общежитие при духовном образовательном учреждении в дореволюционной России. То есть бурсак - студент, который, к тому же, живёт в общаге. Я как закончивший философский факультет и бывавший в его общежитиях, могу честно сказать: больших засранцев представить себе трудно. Поэтому меня ни капли не удивляет следующее описания:
Философ Хома Брут был нрава веселого. Любил очень лежать и курить люльку. Если же пил, то непременно нанимал музыкантов и отплясывал тропака. Он часто пробовал крупного гороху, но совершенно с философическим равнодушием, – говоря, что чему быть, того не миновать.
и первые реплики будущего священника в "Вие" как бы намекают:
– Что за черт! – сказал философ Хома Брут, – сдавалось совершенно, как будто сейчас будет хутор.
Богослов помолчал, поглядел по окрестностям, потом опять взял в рот свою люльку, и все продолжали путь.
– Ей-богу! – сказал, опять остановившись, философ. – Ни чертова кулака не видно.
То есть, парень, очевидно не промах. И к заповедям, и к христианству относится весьма наплевательски.
Далее читаем:
...Но старуха шла прямо к нему с распростертыми руками.
«Эге-ге! – подумал философ. – Только нет, голубушка! устарела». Он отодвинулся немного подальше, но старуха, без церемонии, опять подошла к нему.
– Слушай, бабуся! – сказал философ, – теперь пост; а я такой человек, что и за тысячу золотых не захочу оскоромиться.
В общем, парень от плотских утех явно далеко по жизни не отходит.
Кратко напомню, старуха магией его оседлала (читаем, соблазнила), скакала на нём, пока не утомилась (хм), затем он улучил момент, и сам на нее прыгнул (читаем - поменяли позу) и так здорово отходил дубиной, что она помре. Студенты философского держат марку.
В общем, фабула вроде несложная - был Брут, несмотря на учение в семинарии, безбожником, поэтому церковь ему не помогла, круг из мела как языческий оберег, не помог (ну кто борется с нечистой силой нечистыми же делами колдовскими - нонсенс), друзья, такие же полудурки - не помогли тоже. Финита!
Рыба на одежде Хомы Брута - старинный символ христианства.
Дело в том, что греческое слово рыба — ΙΧΘΥΣ («ихтис») — представляет собой аббревиатуру гречеcкой же фразы «Иисус Христос, Сын Божий, Спаситель». Таким образом, изображение рыбы для христианина было своего рода визуальным воплощением главной богословской идеи христианства. Так я Брута, который не верит в Бога (Хома Брут - Фома Неверующий).
Ну а друзья его - тоже, скажем так, иллюстрациями к поговоркам про дружбу не послужат. Слова Николая Васильевича про богослова Халяву:
"Богослов был рослый, плечистый мужчина и имел чрезвычайно странный нрав: все, что ни лежало, бывало, возле него, он непременно украдет. В другом случае характер его был чрезвычайно мрачен, и когда напивался он пьян, то прятался в бурьяне, и семинарии стоило большого труда его сыскать там."
Ну и Горобец:
"Ритор Тиберий Горобець еще не имел права носить усов, пить горелки и курить люльки. Он носил только оселедец, и потому характер его в то время еще мало развился; но, судя по большим шишкам на лбу, с которыми он часто являлся в класс..."
как-то так!
А ещё, как я и говорил - Вий полон эротизма, подчас не особенно скрытого.
Поэтому в центре композиции у меня ухаживания Брута за панночкой.
Ну и немножко на порассматривать - платье панночки. Тут я оттянулся моей любовью к слабой рукотворной симметрии: