Из воспоминаний группового механика Сахалинского филиала ФГУП «Росморпорт» Анатолия Шушакова
- Я родом с Байкала, о морском промысле рыбы до поры до времени даже и не помышлял. Да и к чему все это, если наш родной Байкал покорял воображение своей мощью, своими необозримыми просторами и рыбными запасами? Среди которых безоговорочное лидерство оставалось (и остается!) за байкальским омулем - деликатесом, способным дать фору многим известным (и полезным) морским видам рыб. Тем не менее, одно обстоятельство круто, на 180%, изменило мою жизнь. И этим обстоятельством стала пресловутая «морская» болезнь (оказывается, такое возможно и на пресноводном озере!), периодически случавшаяся у меня при выходе на ловлю омуля и мое желание преодолеть ее последствия. «Разве я не мужик?!», - думалось мне после очередного приступа «морской» болезни. «Мужик или не мужик» можно было выяснить одним способом (по моему разумению) – поступить в Углегорскую рыбопромысловую мореходную школу, одну из мореходных школ на Сахалине. Возможно, иной читатель и улыбнется, услышав подобное, но, как говорится, из песни слова не выкинешь. И после окончания школы я оказался на острове. Правда, поначалу не в качестве судового моториста, а обычным матросом. Но пока мне еще 13 лет, я – ученик 7 класса. И однажды, во время летних каникул, упросил своего отца, чтобы он взял меня на ловлю омуля.
Байкальский омуль – ценная промысловая рыба родов сигов семейства лососевых. Весит обычно от 250 граммов до полкилограмма, но встречаются особи до 7 кг. Длина – 30-60 см. На нерест выходит в реки в сентябре – ноябре. Байкальский омуль традиционно рассматривался как подвид арктического омуля. По одной из гипотез, арктический омуль проник в Байкал из Северного ледовитого океана по рекам в межледниковой период.
В годы моего детства в Слюдянке, городке на западной оконечности Байкала, работал рыбзавод. На его базе были сформированы рыболовецкие бригады. За каждой из бригад закреплялась мотодорка – кунгас с мотором. Бригады в летний период, когда разрешен вылов омуля, располагались в различных точках побережья, где были пункты приема рыбы. На каждом из них находился холодильник, не промышленный, а природный. Делался он предельно просто. Зимой, прямо на речке, выпиливали из замерзшей воды кубы льда, завозили их на пункты приема, там пересыпали опилками, и в таком состоянии они хранились до летнего сезона. Во время лова омуля все бригады стояли биваком в устьях рек – ставили палатки, готовили пищу (в том числе байкальскую уху), а вечером, набрав в мотодорку сети, выходили на озеро на промысел омуля. Выставляли сети длиной до километра. Они находились не в притопленном состоянии, а на поверхности воды. Один конец сети закреплялся «мертвым» якорем, чтобы сеть находилась в статичном положении, а второй конец сети закреплялся на якоре, опускаемом с мотодора. Потом укладывались спать. Утром начинали выбирать сеть по всей длине. Она была связана из нескольких частей. Выбирали сети, освобождали омуля из ячеек, и с уловом шли на базу. Улов сдавали в ящиках, его сразу же пересыпали льдом и отправляли дальше. Дальше рыбаки шли спать и вечером снова выходили на промысел омуля. Улов зависел от многих факторов – от глубин, от погодных условий, миграции рыбы. Как правило, уловы были неплохие. Сейчас, с ностальгией вспоминая далекие времена детства, понимаю, что, возможно, это были одни из лучших дней жизни.
Но детство имеет свойство заканчиваться. Мое закончилось в 1967 году. И вот я уже на Сахалине, держу в руках направление на СРТ «Нежин» - поисковое судно, работающее в районе Южных Курил на разведке сайры, куда меня взяли матросом. Занятие – интересное, увлекательное, но, одновременно и ответственное. Ведь именно от нашей работы зависел конечный вылов сайры. Чем занимается судно-разведчик? Мы должны были прийти в квадрат предполагаемого лова сайры и сделать ночные контрольные спуски ловушки для определения скопления сайры. На борту «Нежина» находился ихтиолог, который регулярно проводил замеры температуры воды и отслеживал гидрометеорологическую обстановку. Вся информация передавалась в объединение Сахалинрыбпром, где она обрабатывалась.
После того, как сделаны несколько контрольных заходов, в случае большого скопления в конкретном квадрате рыбы, сообщали судам, находящимся на промысле, о ее наличии. Проходило некоторое время , и мы наблюдали, как со всех сторон к квадрату лова подтягиваются рыболовные судна. Иногда их было до нескольких десятков. Ночью же, во время лова получается так, что весь темный горизонт полностью залит огнями пароходов. Захватывающее зрелище!
…С бухты Крабовой «Нежин» (экипаж – 23 человека) выходил обычно вечером. Достигнув места разведки и, возможно, будущего лова, начинали готовиться к ночному промыслу, так как ночь – идеальное время для рыбалки. Ловля сайры ночью представляет из себя завораживающую картину. Наступает темная ночь. Местонахождение косяка определялось под воздействием луча прожектора, скользящего по водной глади. Как только луч попадал в место скопления сайры, косяк начинал бурно реагировать на свет, будто закипал и выплескивался на поверхность.
Судно стопорило ход по бокам, с правой, левой стороны, а также в носовой части вываливаются люстры и освещают поверхность моря по бокам сейнера. Под действием мощных ламп сайра начинает концентрироваться по бокам. В это время с правого борта судна экипажем при помощи длинного шеста отводится от борта связка бамбуковых стволов к которым закреплена дель с кольцами с правой и левой стороны через которые пропущены тросы для стягивания дели в кошелек. При достижении максимальной концентрации рыбы, по левому борту начинают один за другим отключать люстры – одну, вторую, третью. Таким образом, косяк сайры, следуя за светом, подходит в носовую часть левого борта. Отключается люстра по в носовой части и сайра переходит на правую сторону. Здесь-то косяк и встречается с ловушкой. Выключается яркий свет, загорается красный, и сайра впадает в оцепенение и проявляет внезапную реакцию представляющую собой бурно кипящую красно-серебристую поверхность и в это время траловой лебедкой затягиваются тросами кольца дели по краям сайровой ловушки. Таким образом, рыба из снасти уже никуда выбраться не может. Вручную выбирается дель ловушки, и рыба оказывается в своеобразном кошельке, откуда ее каплером (большим сачком) при помощи траловой лебедки поднимают на борт судна, где уже на палубе стоят деревянные ящики. Несколько движений рычага, и улов сайры из каплера разливается по ящикам.
Промысел сайры один из самых физически тяжелых видов рыбалки. Дель ловушки с рыбой команда тянет руками. Иногда возле косяка рыбы появляется непрошенный гость – скат, которого привлекает свет и обилие рыбы Такой гость может сорвать рыбалку, разгоняя рыбу. Да и с рыбой непросто договориться – в любой момент косяк может просто отойти в сторону и улова как ни бывало!
Сайра водится на глубине до 230 метров. Это сильно мигрирующий вид. Питается сайра планктонными ракообразными, икрой и личинками других рыб. Японские исследователи доказали, что, употребляя 150 граммов сайры, можно снизить риск депрессии на 60%. Жирные же кислоты в виде Омега-3 предупреждают инсульт, диабет, артрит. И в то же время, по утверждению тех же японских ученых, слишком большой процент полезного холестерина, содержащегося в рыбе, в ОГРОМНЫХ количествах может быть опасен. Вывод из всего сказанного – употреблять сайру без фанатизма, в пределах своих потребностей.
Сделав один рейс, «Нежин» - отправился на ремонт в порт Невельск. На сейнере же «Саратов» освободилось место и меня взяли на должность судового моториста. И до ноября мы ловили рыбу (камбалу, минтай, терпуг) на рыбодобывающем пароходе.
На «Саратове» я первый раз столкнулся с гибелью человека, боцмана парохода. Дело было в феврале 1968 года во время жестокого шторма. Капитан судна дал команду крепиться по штормовому варианту. Боцман и матрос пошли на бак зачехлять брашпиль. Внезапно их накрыло большой волной. Матрос каким-то образом удержался, а боцмана смыло волной, и он ударился головой о траловую лебедку. «Саратов» подошел к судну-перегрузчику. Врач сделал боцману обезболивающий укол, и мы побежали в Северо-Курильск. Боцман, эстонец по национальности, на промысел пришел после службы в армии, держался бодрячком, не показывал вида, как ему больно. К великому нашему сожалению, до берега нашего товарища не удалось довезти. Похоронили его в Северо-Курильске, на кладбище, расположенном на сопке. В тот год выпало большое количество снега, поэтому везли тело на волокушах трактора…