Найти тему

Ягода малинка и куда ее собирали. Рассказываем об оромце

Оромец

Ягод на Камчатке много – жимолость, шикша, голубика, малина, брусника, морошка, княженика…

Хотите ягод?

Оромец вам в руки – и собирайте сколько угодно!

Этот предмет прибыл на ЭТНОплощадку из нашего любимого села Мильково.

Что же это за нужная вещь такая?

«Разновидность берестяного чумана без одной боковой стенки для сбора ягод посредством встряхивания», – ответят нам мильковские камчадалы.

-2

Что такое чуман и как его изготавливали, мы рассказали в предыдущей истории.

И вот вам снова берестяной чуман во всей своей красе.

Точнее, его разновидность. Назовём правильно, по-ительменски – «орымх» или «оромх» (встретилось два написания). Отсюда и камчадальское название – оромец.

Вот определение Н.П. Старковой из книги «Ительмены: Материальная культура XVIII в. – 60-е годы XX в. (1976 г.) – «четырехугольная, подобно мумху, чумашка. Размеры сторон 50X50 см., а высота – 10-15 см. Предназначалась для сбора плодов жимолости и голубики»

-3

«Родственник» оромца – берестяной сосуд с не менее прекрасным названием «бе́ток» – конусообразный короб для сбора голубики.

Из фондов КГБУ ККОМ
Из фондов КГБУ ККОМ

Потому что ягоду не собирали, а «били».

Вот вам репортаж о сборе-битье ягод около Тигиля от дедушки Анны Ахматовой – Эразма Стогова. Он жил и служил на Камчатке в 20-х гг. XIX века.

Эразм Стогов на склоне лет вспоминает, как ходил на Камчатке по ягоды.
Эразм Стогов на склоне лет вспоминает, как ходил на Камчатке по ягоды.

«Собирались девушки и женщины за ягодами, пошел и я с ними. И при этом случае наслушался чудес, хотя и готов утверждать справедливость рассказов, ведь не могут же все в один голос лгать.

Например, не далее как прошлой осенью десяток женщин собралось за ягодами, места ягодных тундр все знают, пришли на тундру, видят, медведь ест ягоду, а известно, что медведь выбирает самые крупные и густые ягоды. Женщины шли смело к медведю, одна казачка лет 35-ти отделилась от всех с туеском (берестяный бурак) в руке, подошла к медведю, окликнула его, потому что медведь ест всегда зажмурясь, не окликнувши можно испугать, и он может броситься: «го, го, го, товарищ, убирайся!» Медведь поднял голову, рявкнул, фыркнул и пошел прочь.

Общая вера в Камчатке, что если медведь не ранен и не рассержен, то никогда не нападет на человека, может быть оттого, что медведи всегда сыты в Камчатке.

Отнял медведь ягоды у девушек! Танец «Медведь» в исполнении ансамбля «Кыкша-ай» из села Мильково.
Отнял медведь ягоды у девушек! Танец «Медведь» в исполнении ансамбля «Кыкша-ай» из села Мильково.

Женщины отогнали медведя, но он отплатил им.

У женщин [имеются] сплетенные из травы, очень красивые коши, которые они носят за плечами как ранец, в коих помещается ягод от 1½ до 2 пудов. Всякая женщина делает себе воронку из бересты, которая узким концом надевается на большой палец правой руки.

Ягода растет семействами и не мешается, например, черника с морошкою или с голубицею, но так густо, что укрывает землю. Левой рукой подставляется кош, а правой, воронкою, просто сгребают ягоду в кош, что и называется бить ягоду.

Лес в верховьях реки Камчатки. 15 июля 1828 г. Акварель Ф. фон Киттлица
Лес в верховьях реки Камчатки. 15 июля 1828 г. Акварель Ф. фон Киттлица

Довольно набравши, относят в кусты и каждая насыпает свою кучу. При этом способе бить ягоду она собирается с сором листов, веток и проч.

Насыпавши большие кучи в кустах, собираются и веют ягоду, но в тот раз, когда прогнали медведя, он отплатил женщинам, подкрался сзади кустов, вероятно, покушал всласть готовой ягоды, а остальные кучи ягод размял, разворочал и ушел. Задали же ему женщины ругань!

Когда я ходил с женщинами, медведя не было, и все обошлось благополучно»…

Просто медведь. Не камчатский. Из открытых источников.
Просто медведь. Не камчатский. Из открытых источников.

Пусть и у вас всё будет благополучно!

Заходите в гости: