Рецензия также размещена на моей странице на Кинопоиске:
Ссылка на профиль Кинопоиска - https://www.kinopoisk.ru/user/14240401/comments/
Рейтинг:
- Кинопоиск - 6,8
- IMDb - 7,3
Жанр: драма
Лента является ремейком одноименной драмы Акиры Куросавы 1952 года. Режиссёр Оливер Херманус перенёс действия Японии в Великобританию 50-х, что отражается и на специфической съёмке в стиле фильмов прошлой эпохи. Драма постепенно накрывает сюжет, а положение главного героя вынуждает его по-другому взглянуть на жизнь. Красивая природа Британии переплетается с работниками администрации, которые будто коршуны в котелках, образовывают звенья единой бюрократической системы. Системы бумажек, подписей, печатей, штампов.
От лица нового клерка Питера мы знакомимся с данной системой. Всё выверено, всё подчёркнуто, госслужащие похожи один на другого. Именно деятельность в администрации демонстрирует постоянное просиживание клиентов в очередях, передвижения жалоб из отдела в отдел, запутанную компетенцию каждого отдела. В этом и заключается меланхоличное и монотонное повествование. Зритель как клиенты, которые ждут решения проблем, проходит по всем инстанциям, затрагивают все отделы, пока жалобы переходят из одного кабинета в другой. Билл Найи предстаёт «ветераном» этого механизма, человеком, который просто может позволить бумаге отлежаться в архиве. Ничего не напоминает данная система административного устройства? Так во всех бюрократических ячейках, ожидание истечения сроков подачи жалобы, чтобы в итоге подготовить отказ.
Фильм специально делает акцент на этом перемещении документов, чтобы новичок увидел, что происходит внутри. В это время гроза и суровость мистер Уильямс, в исполнении как раз-таки Билла Найи, приоткрывает завесу своей жизни, чтобы мы увидели, каков строгий и порядочный человек изнутри. Проблемы одни, проблемы другие. Драма в отношениях с сыном сходится с походом к врачу, чтобы приписать картину «Жить» к таким проектам как «Пока не сыграл в ящик» (2007), «Достучаться до небес» (1997). Вот, где лента обретает второе дыхание!
Когда остаётся мало времени, герой позволяет оценить своё откровение и действительный страх. Но страх не за грядущее, а за упущенное время. Случайная встреча с незнакомцем в кафе позволила ему взглянуть на жизнь под другим углом. Вот, что вызывает интерес и восторг, хотя идея не новая и довольно-таки предсказуемая. Я не смотрел оригинал Куросавы, но по описанию всё сочетается. Что может человек, который понял смысл жизни? Он способен на всё! В этом акценте строится вторая половина фильма, которая вытесняет весь тот систематический тон экспозиции.
Откровения с человеком, который за один вечер стал ближе, чем собственный сын, прекрасный эпизод в ресторане – это одно из достоинств этой картины. Вроде бы какая-то монотонность присутствует, но Билл Найи выдаёт прекрасное исполнение: слова мистера Уильямса пробирают. Внезапный финал истории (хотя до конца хронометража ещё добрых 30 минут) удивляет, хотя ты делаешь выводы, что так и должно быть. Вот нам показали ошеломительную новость, вот герой научился чувствовать жизнь, вот он наслаждается каждым моментом, чтобы прийти к очевидному результату.
Но между кульминацией и последним актом затесался очень важный флэшбэк. Не просто так режиссёр оставил один эпизод нераскрытым. Нам показали, что может на самом деле сделать человек с бюрократической системой. Осмелился бы герой на это, не будь веского предлога? Сомневаюсь. Мистер Уильямс бы так и оставался частью слаженного механизма, но именно толчок сподвиг героя на важные решения и продуктивные меры.
Когда показывают, как система администрации выглядит под влиянием, то работа всех действий удивляет, забавляет и позволяет оценить, что всего можно добиться. Мистер Уильямс как никто другой понимал, что они делают на работе и как они это делают, чтобы в итоге приложить усилия. «Обычный человек открывает необыкновенный ключ к жизни» – слоган можно применить даже к действиям в стенах администрации.
В итоге, фильм долго набирает обороты, хотя монотонность и задумывалась, как погружение в мир бумажной волокиты. Но роковые изменения в главном герое позволили узреть то, о чём в обычной жизни даже не задумываешься. Хотя, повторюсь, история не новая, предсказуемая, следует оценить Билла Найи и съёмку 50-х. Красиво, драматично, с удивительной, раскрывающейся кульминацией.