Всем Доброго Аудиофильского!
Как вам моя вчерашняя история про Шкаф-Терминатор?
Статья вчерашняя провалилась у читателей. Я об этом сразу знал. Что на канале очень мало читателей, которые интересуются современной техникой. Что Прогресс тут мало кому интересен.
И я по этому поводу скажу только одно. Те кто прочитал - они молодцы!!! Надо будет на будущее себе за правило пасхалки на таких статьях оставлять. Или еще какие полезности для читателя, что о Прогрессе Думает.
Но это ладно. Сегодня у нас разговор инженерный. И он до сих пор про Прогресс.
Ну или я его сейчас таким подам.
В общем дело было как. Году эдак в 1970м сделали люди солидный бас. 20 Гц. Все супер.
Одна проблема. Размер. Не во всякую Японскую квартиру из тогдашней микрогабаритной моды даже ОДНА КОЛОНКА встанет.
А их ДВЕ впихнуть надо!!! Я уж цензурно материться про Впихнуть Невпихуемое не буду. Ай!!! Уже поздно. МатюгнулсО!!!
В общем одна из задач Прогресса возникшая еще тогда, и до сих пор до конца не решенная - это получить полноценный половозрелый бас из Спичечного Коробка. Ай! *краснеет*
Ну понятно, что он такой просто так не давался. У меня подробнее на эту тем вот тут описано. Как и что продвигалось.
Но сначала была цель.
И сегодняшние колонки. Они как бы Лайфхак на тему того, как сделать первый шаг к ней.
В общем раньше было как. Раньше были динамики с низкой добротностью.
Это такой показатель, который чуток себе на уме.
Он одновременно выполняет 3 функции:
1. Коэффициент для формул определяющих ширину резонансного пика.
Чем он меньше, тем пик уже. Тем больше он похож на обратную характеристику фильтра-пробки. Пик есть - он он не в 2 октавы, а вот узенький узенький. Всего герц 20 задевает.
Он такой на слух почти не заметным проходит.
2. Коэффициент силы необходимой для изменения частоты и фазы колебания. Причем тут он в обратной зависимости. Т.е. чем он ниже, тем этой самой силы нужно больше.
3. Коэффициент самозатухания колебаний в системе. Снова в обратной зависимости. Чем ниже, тем быстрее затухают.
И вот с позиций звука нам вообще-то 1й и 3й пункты хороши когда добротность стремится к нулю. Она в большинстве динамиков в районе 0.3-0.4 находится.
Тут и пик узкий, и затухания паразитных колебаний хорошие.
А второй пункт. Ну он как бы плоховат вообще-то для звука. Ему бы наоборот побольше быть. Иначе у нас потеря быстрых тихих звуков. Система их игнорирует.
И тут кто-то взял да и предложил сделать все с точностью до наоборот. ВЫСОКУЮ ДОБРОТНОСТЬ,
И работать при этом на частотах Резонансного Пика. Они же в целых 2 октавы получиться могут!!! Сабвуфер точно сделать можно!!!
При этом у нас возникает отличная микродинамика.
Одна проблема. Проку с нее, когда динамик гудит по чем зря по инерции качаясь?
И тут есть 2 пути как это дело исправить. Один сделать супер маленький корпус. И тогда воздух его зажмет.
Но это ведь равносильно понижению суммарной механической добротсноти.
С одной стороны габарит конечно уменьшит. Но с другой... Надо бы еще какой-то лайфхак.
И тут один Инженер взял да и вспомнил, что у него есть... ЯЙЦА!!!
Правда не те о которых вы подумали. Он вспомнил, что они у него в холодильнике на полке лежат.
Он взял одно. Сварил. Взял другое. Варить не стал.
Положил оба на стол. И... крутанул. Вареное дало вертака. А вот сырое- оно вертеться не стало.
Кто-то демпфировал колебания не давая им гулять.
Оказалось, что в твердой скорлупе оказалось 2 жидкости. Белок и желток.
Инженер тот смышленый был. Он это Яйцо наизнанку вывернул. В голове у себя.
Представил, что скорлупа это диффузор, что белок это его подвес, а желток это - передняя панель особой гибкости.
И тогда вышло, что панель входя в резонанс с динамиком формирует противорезонанс, который заставляет подвес колом вставать.
Потом такую технологию начнут применять при строительстве небоскребов, для сдерживания раскачки верхних этажей.
А сейчас это дело назвали Компрессионный Динамик и Панель Акустического Сопротивления.
Акустического потому что коэффициенты гибкости выбраны именно такими, чтобы работать с акустикой.
Ну и понеслась.
Получилась колонка, что в имеет в 3 раза меньший диаметр динамика. В 4 раза меньший объем корпуса. И при том по басу сначала те же 80 Гц.
А потом и вовсе выжали 63. А верх и другие частоты по большому счету отрабатывает пищалка.
Получилась 2х полосная Малогабаритная Акустическая Система которую назвали 10 МАС 1.
А потом оказалось, что еще и по части микродинамики она на звук Высший Класс чистой воды!!!
Она оказалась и в этом деле прорывом.
А потому прилагали их сначала штатно к вертушке Высшего Класса.
фото отсюда http://rw6ase.narod.ru/index1/gram_zapis/ef_pp_set/akkord001.html
Аккорд 001 - выпускали с 1972го года.
Потом правда разжаловали в Аккорд 101. Но это когда Прогресс еще пару шагов сделал.
фото отсюда http://rw6ase.narod.ru/index1/gram_zapis/ef_pp_set/wega101s.html
фото отсюда http://rw6ase.narod.ru/index1/gram_zapis/ef_pp_set/wega002st.html
В 1972м году на Веге уперлись. Мол колонки дают 80 - 12500. Мы такое к Вышему Классу не поставим. Приладили к Первому.
Но в Вегу образумили. Мол Прогресс. Положено к Высшему. И тогда в1974м году они достались Вега 002.
фото отсюда http://rw6ase.narod.ru/index1/mag_ml/mg_kat_set/jupiter202s.html
В 1974м же они достались магнитофону Юпитер 202.
Тут сам звук Юпитера поддал объемности звучания. И некоторой теплоты и басовитости.
фото отсюда http://rw6ase.narod.ru/index1/mag_ml/mg_kat_set_/rostow102.html
В 1978м вышли 10 МАС 1М - у них уже бас до 63 Гц дошел, а верх до 18 кГц.
А потому они еще магнитофону Ростов 102 перепали.
фото отсюда http://rw6ase.narod.ru/index1/mag_ml/mg_kat_set/jupiter203.html
А в 1979м они перепали магнитофону Юпитер 203.
Тут они вообще заиграли так заиграли. Но правда по вине усилителя Воспроизведения в магнитофоне.
Он накачал им баса с глубиной. накачал искристую пульсирующую середину, и мягкий детальный верх.
Вот такая она история Первого Шага борьбы за полноценный бас из спичечного коробка.
Потом инженеры научатся такой басовик на фазоинвертор настраивать. Там вообще басы попрут из этих же габаритов.
Но потом прогресс забускусет. И до сих пор буксует. Есть конечно уменьшение габаритов. При том же уровне баса в 63 Гц, сегодня есть колонки, что еще раза в 2 меньше.
Но вот так, чтобы 50 Гц - то там уже обычные полочники с фазиком. А так чтобы 30 - 20 Гц, там все равно напольники.
Т.е. 63 Гц ученым удалось приструнить. 100 Гц так и вовсе в Охотничий спичечный коробок уместить можно.
У меня скоро самодельные колонки такие выйдут. Обзоры будут.
А вот так, чтобы бас ниже 63х Гц - там для Научных Открытий Непочатый Край!!!
Вот такие дела.
Спасибо, что дочитали!!!
фото коллаж на обложку выполнен мной из фото в статье