Сегодня Гришке исполнилось полтора года. Я эту статью начала писать ещё в конце апреля, чтобы успеть зафиксировать все умелки.
Для начала общие параметры: рост примерно 84-86 см, так как сейчас он на границе размеров 86 и 92, многие вещи ещё подходят размера 86, а другие уже лучше 92. Размер обуви 21-22: кроссовки - 22 размера, потому что туда надеваем носок, а сандалии 21, потому что на голую ногу.
Вес неизвестен 😀 14 февраля был 10,75 кг. Сейчас похоже на 11 с небольшим килограмм.
Крупная моторика
Мне кажется, тут Гришка чемпион. Глядя на детей его возраста и даже старше на детских площадках, могу сказать, что Гришка отлично развит физически. Он уверенно ходит, бегает, учится прыгать, залезает везде. Сам поднимается и спускается по лестнице, пользуясь поручнями.
Когда падает, группируется, бережёт голову, поэтому почти все падения проходят даже без плача: он тут же сам встаёт и идёт дальше.
На площадке он умеет залезать на все лестницы и сетки, которые подходят ему по росту, то есть где расстояние между ступеньками или ячейками не слишком большое. С горок съезжает без помощи.
Он умеет залезать и сам усаживаться на все карусели и крутилки, до которых достаёт по росту. Во время кружения на карусели сам крепко держится и получает море удовольствия. На качели пробует залезать сам, качается как на малышковых качелях, так и на обычных. Держится обеими руками хорошо. Умеет сам слезать с качелей без ограничителей. На двойные качели сам садится и также уверенно держится. Интенсивно качается на пружинах, даже подпрыгивает.
Умеет висеть и раскачиваться на руках. Часто встаёт в позу "собака мордой вниз".
Мы стараемся ему лишний раз не "помогать" (то есть не мешать), когда он исследует пространство и залезает везде и всюду. Лишь страхуем на расстоянии. Так он учится управлять своим телом и полагаться только на него.
Надо отметить, что самостоятельно пошёл он не рано - в 14 месяцев. А с 13 ходил за ручку. Зато когда пошёл сам, то сразу же довольно уверенно, почти без падений.
Мелкая моторика
Умеет есть ложкой кашу или похожую по консистенции еду, но набирает её неловко, может набрать слишком много или наоборот мало. Вилкой пробует накалывать, но у нас почему-то редко бывает еда, которая хорошо накалывается вилкой.
Пробует намазывать ножом масло на хлеб, иногда даже чуть-чуть получается.
Любит собирать мелкие камушки и бросать их в воду.
Нажимает разные кнопки, закрывает и открывает шпингалеты, играет в поп-ит.
Наклейки наклеивать только учится, пока умеет только придавливать пальчиком, когда взрослый поднесет наклейку к нужному месту в книжке.
Рисовать карандашом не умеет и не интересуется этим занятием. Но может иногда порисовать пальчиком или ладонью по специальному полотну для рисования водой.
Речь
Понимает почти всё, что мы ему говорим в быту. Например, когда зову чистить зубы, он показывает на рот и идет в ванную. Выполняет просьбы типа "Принеси книжку про зайчика" (находит и приносит нужную книжку).
Некоторым словам и фразам мы научили его специально, например, "Стой!" Но пока это не всегда работает, к сожалению.
Активная речь сводится к двум десяткам слов, которые как правило звучат похоже, но немного исковеркано. Я считаю это за слова, потому что он их произносит только применительно к конкретным предметам или ситуациям. Почти все слова состоят из двух слогов с ударением на второй (последний).
Вот его активный вокабуляр:
1) ава - собака
2) а-а - какать
3) ако - окно
4) ади - один
5) апа - апельсин или упало
6) баня - банан
7) ато - автобус
8) туда - туда (направление, как правило гулять)
9-10) мама, папа
11) баба - бабах (что-то упало)
12) мими - машина
13) маня - мяч
14) пупо - пупок
15) тити - грудь
16) вада - вода
17) вара - варан (да, животное варан, почему-то сильно возлюбил его по картинкам в книжке)
18) да - да
19) туту - поезд
20) тата - трактор
21) сы - сыр
22) пти - птица
23) абу - арбуз
24) исо - ещё
25) дай - дай
Изредка пытается говорить фразой, например, "мими апа" (машина упала).
В пассивном вокабуляре даже не знаю, сколько слов. Часто узнает такие предметы, что мы и не думали, что он знает.
Схватывает всё на лету. Его очень быстро можно научить реагировать определенным образом на какой-то стимул (объект, слово, фразу). Недавно я за полчаса научила его отвечать "один" на вопрос "Сколько тебе лет?". А бабушка не так давно научила его узнавать шлагбаум (по виду и слову), показывать его рукой, причём правильно определять положение открыто и закрыто.
Напишу также про жесты и звукоподражания. Их довольно много, в основном относятся к животным: змея, лошадь, курица, заяц. Например, для лошади Гришка цокает языком, а для зайца показывает уши за головой. Когда показывает змею, двигает рукой и издаёт какой-то шипяще-свистящий звук, а когда показывает льва - рычит. Когда слышит "ай-ай-ай" или "нельзя", грозит указательным пальчиком. Также один из частых жестов - это покрутить указательным пальцем, обращением вверх. Это значит, что что-то крутится, или что у него закружилась голова. Крутящиеся объекты, типа лопастей вентилятора или вертолета, это его страсть! Да и сам любит покружиться, хоть на карусели, хоть просто так.
Недавно сам придумал (ну мы по крайней мере не помним, кто ему его показывал) жест "закрыто-открыто": кончики пальцев рук сомнкнуты или разомкнуты.
Разумеется есть и указательный жест, и игра в ку-ку, и жест для "спать" (руки сложены под ухом) и много чего.
Ещё Гришка умеет дуть и любит повторять новые слова. Поэтому мы за его речь не беспокоимся. Да, по речи не вундеркинд, но прогресс очевидный и многие навыки, предшествующие фразовой речи уже почти освоены. Так что ждём со дня на день 😉
Навыки опрятности
Не так давно Гришка начал обращать внимание на грязный или мокрый подгузник. Но горшок пока что - объект ненависти. Сам в него не садится, а при всех попытках (даже самых ласковых) его на горшок посадить, верещит и упирается. Ну мы и не торопим, всему свое время.
Если пачкает чем-то руки, обращает на это внимание, проявляет беспокойство.
Нормально относится к вытиранию лица и рук. Когда одеваем его, послушно просовывает руки и ноги в одежду, иногда помогает снять с себя футболку.
Обожает чистить зубы, бежит в ванную со всех ног, когда зовут чистить зубы. А порой сам туда приходит, если видит кого-то у раковины и показывает пальцем в свой рот, мол, пора мне зубки почистить.
Ещё очень любит купаться, в любой ёмкости: большой ванне, детской ванночке или даже в поддоне душа. Купаем мы его перед сном, через день. Добавляем пену La Roche Posay lipikar oil, и ей же моем ему голову, мочалками не пользуемся. Иногда боится душа, так, например, было сначала трудно его купать в Малаге, где был только душ, но потом привык, после того как пару раз залезали с ним в душ то я, то Ваня.
Социальные навыки
Гришка довольно открытый, общительный. К чужим относится сначала настороженно, но быстро привыкает и располагается, если человек ведёт себя ласково и внимательно по отношению к нему. Например, в Тулузе он буквально за полдня привык к Жан-Пьеру и начал с ним играть, протягивать руку, делиться игрушками.
На площадках ведёт себя спокойно в отношении других детей, может поиграть в ку-ку, но к другим детям не лезет, держит дистанцию и не проявляет агрессию. Пару раз у него из рук забирали игрушку, он просто стоял в растерянности.
Если где-то большое столпотворение детей, он туда обычно не идёт, не любит толкаться.
Любимое
Любит слушать музыку и двигаться под неё. Сам включает все музыкальные игрушки.
Из мультиков с удовольствием смотрит Paw Patrol, а также любые другие про машинки и технику. Например, в Белграде часто смотрел Bat wheels.
Любит, когда ему читают книжки, особенно "Зайчик ищет дом" и книжку Маршака про котят. Сам тоже читает, в основном предпочитает книжки с окошками. Когда открывает окошко и видит за ним знакомое животное, издаёт соответствующий звук.
Обожает всё, что крутится: пропеллеры, юлу, вертолёты, вентиляторы.
Очень любит висеть и качаться на перекладинах, а также держась за руки мамы или папы. Ещё любит ездить на спине взрослого как на лошадке, или за спиной как рюкзак, или на плечах.
Любит из положения сидя перекатываться на голову, и стоять с опорой на голову примерно минуту.
Любит гонять мяч по коридору, пивная его ногой и подбрасывая руками.
Обожает качели всех видов, любит сам их качать пустыми или с кем-то.
Любимая еда: макароны, блины, омлет, хлеб, апельсины, бананы, клубника, морковь варёная, картофельное пюре, сосиски, детские батончики и печенье.
Вот такой наш Гришка в свои полтора года.