«Гладиатор» Ридли Скотта — это один из немногих фильмов, который мы уже на протяжении 20 лет пересматриваем с завидной регулярностью. Мы искренне любим этот фильм и считаем его одним из главных шедевров мирового кинематографа. И вот почему:
Фильм Ридли Скотта воскресил мертвый жанр
Расцвет жанра пеплум пришелся на 1950-60-е годы, когда на экраны вышли такие культовые фильмы как «Бен-Гур» (1959), «Спартак» (1960) и «Клеопатра» (1963). Тогда голливудские студии не жалели денег на эпичные постановки исторических драм, отправляющих зрителей во времена античности. Но ближе к концу 1960-х интерес кинематографистов к «мечам и сандалиям» сошел на нет, и жанр буквально впал в кому.
Однако на рубеже веков ему суждено было возродиться, и ключевую роль в этом сыграл успех фильма «Гладиатор». С лихвой окупившись в прокате и выиграв пять номинаций премии «Оскар», он пробудил интерес киношников к античности, результатами которого стали фильмы «Троя» (2004), «Александр» (2004) и «300 спартанцев» (2007), а также успешные сериалы «Рим» и «Спартак: Кровь и песок». Таким образом, мы можем с полной уверенностью утверждать, что Ридли Скотт подарил вторую жизнь жанру пеплум.
Историческая аккуратность
Конечно, довольно странно говорить об исторической достоверности фильма, главным героем которого является полностью вымышленный персонаж. Но стоит отметить аккуратность, с которой Ридли Скотт и его команда воспроизвели социально-политический контекст и создали максимально аутентичную атмосферу.
Разумеется, многие детали в фильме приукрашены (и мы не видим в этом ничего дурного). И все же в плане отношения к историческому материалу «Гладиатор» превзошел подавляющее большинство более ранних картин о Древнем Риме и, пожалуй, установил новый стандарт жанра.
Идеальный подбор актеров
Говорят, что роль Максимуса была написана специально для Мэла Гибсона, но по каким-то причинам он от нее отказался. Если это действительно так, то мы должны от всей души поблагодарить Мэла. Ведь Рассел Кроу превзошел самого себя, продемонстрировав абсолютно невероятную харизму, сумасшедшие эмоции и по-настоящему впечатляющую физическую форму. Неудивительно, что он получил единственный в своей карьере «Оскар» именно за роль в фильме «Гладиатор».
А чего стоит совершенно омерзительный император Коммод в исполнении Хоакина Феникса? А как хорош Оливер Рид в роли Проксимо? И Джимом Хонсу, и Конни Нильсен, да и все остальные актеры, сыгравшие персонажей второго плана, тоже проявили себя наилучшим образом. Короче говоря, каст оказался настолько удачным, что этим можно только восхищаться.
Самодостаточный саундтрек
Да, мы в курсе, что в случае с «Гладиатором» академики обделили Ханса Циммера премией «Оскар». Тогда он оказался в компании номинантов с такими мэтрами как Эннио Морриконе и Джон Уильямс, а заветную статуэтку забрал китайский композитор Тань Дунь, написавший музыку к фильму «Крадущийся тигр, затаившийся дракон».
Но вы же не будете спорить с тем, что саундтрек Ханса Циммера является вполне самодостаточным музыкальным шедевром?
Баланс
На наш взгляд, одним из главных достоинств фильма «Гладиатор» является совершенно удивительный баланс между глубоким драматизмом и внешними эффектами.
Трагическая история, мощные диалоги и объемные живые персонажи вызывают у зрителей неподдельные эмоции. Но не меньшие эмоции мы испытываем, наблюдая за эпическими битвами на арене Колизея. Да и от речи Максимуса перед конниками в самом начале фильма мурашки бегут по коже. Конечно, все это до неприличия пафосно, но при этом чертовски эффектно. Согласны?
А за что вы любите фильм «Гладиатор»? Пишите в комментариях!