Найти тему
Спорт-Экспресс

«Способен был загнать любого». Кафельников – о своей потрясающей выносливости на корте

За счет чего Евгений побеждал на крупнейших турнирах.

Евгений Кафельников. Фото Григория Филиппова, архив «СЭ»
Евгений Кафельников. Фото Григория Филиппова, архив «СЭ»

В 2009 году знаменитый российский теннисист Евгений Кафельников, олимпийский чемпион, победитель двух турниров «Большого шлема» и экс-первая ракетка мира, дал большое интервью «СЭ» в рамках рубрики «Разговор по пятницам» Юрию Голышаку и Александру Кружкову. В частности, Кафельников рассказал о причинах своих успехов, странных поступках коллег и потасовках в теннисе.

- Кто из знаменитых людей после ухода из спорта живет особенно занимательно?

- Никто не сравнится с Яником Ноа. Увлекся музыкой, выпускает диски. Во Франции популярность сумасшедшая, второй человек после президента Саркози. Я пытался слушать его песни - не пошло.

- Свою жизнь можете назвать интересной?

- Безусловно.

- Валентина Толкунова сказала: «Сегодня мне жить куда интереснее, чем в 25 лет». Вам тоже?

- Это все лукавство. Никому прежде не говорил: раньше казалось, что я не хочу возвращаться назад. А сейчас мечтаю вернуться в собственные двадцать лет. Добился бы большего.

- Как-то Шамиль Тарпищев обронил: «То, что Кафельников сделал для российского тенниса, переоценить невозможно». Расскажите сами - что вы сделали для нашего тенниса?

- Заставил поверить всех, что русские могут играть на уровне и быть лучшими. В том виде спорта, который считался для нашего человека недоступным. Как не поверить, если уж прохиндей и босяк Кафельников выстрелил? Чем чья-то дочка хуже?

- Почему «прохиндей и босяк»?

- Так думали многие. Знают же, как я в юниорском возрасте относился к теннису. Рассказывать неловко.

Евгений Кафельников. Фото Александра Вильфа, архив «СЭ»
Евгений Кафельников. Фото Александра Вильфа, архив «СЭ»

- Как-то ваш отец встретил на сочинской улице знаменитого волейбольного тренера Владимира Кондру, указал на вас: «Способный, неленивый».

- Прекрасно помню эту встречу. Отец с дядей Володей тысячу лет дружит.

- Всю жизнь боролись с ленью?

- Лень из меня выбил Анатолий Лепешин, тренер. Это единственный человек, который мог со мной справиться. От Лепешина у меня остался девиз: «Если сам не сделаешь - никто за тебя делать не станет». Всегда повторяю эти слова. А еще Анатолий Александрович убедил компанию IMG выдать кредит, в меня поверили. И я получил возможность ездить на юниорские турниры. Лишь в 1994 году, выиграв первый турнир АТР, начал рассчитываться с долгами.

- Крупный был долг?

- Под 80 тысяч долларов. Скопилось за три года.

- С Лепешиным общаетесь?

- В основном по телефону. Видимся редко. Анатолий Александрович живет в Вене. У него там теннисная академия.

- Почему в 1998 году вы расстались с тренером?

- Трудно сказать, кто был виноват в той ситуации. Каждый поступил так, как считал нужным. Теперь же ясно, что все можно было решить иначе.

- Кто сделал шаг навстречу?

- Первым позвонил я. Хотел наладить отношения. Знал, что Лепешин желал мне только добра. С этим человеком я прошел путь от самого дна до вершины. Всегда буду ему благодарен.

- Он же был против вашей женитьбы?

- Это вообще отдельная история. На самом деле мы с Лепешиным этот вопрос никогда не обсуждали. Зачем? У меня замечательная дочь - значит, уже не напрасно все было. Рождение Алеси - самое большое счастье в моей жизни. Это гораздо важнее любых титулов.

- Что вы лучше других умели в звездные годы?

- Больше меня никто не работал. Однозначно. Физически был очень крепкий. Если матч доходил до пятого сета - понимал, что не могу проиграть. И не проигрывал. Способен был загнать любого. После каждого матча отправлялся в тренажерный зал крутить велосипед. Неважно, четыре часа длилась игра или полтора.

- Зачем?

- Тренировал организм. У меня после такого была уверенность, которую ничем не заменить. Я знал, что в четвертом сете не будет судорог. Ощущение, которое освобождало голову.

Евгений Кафельников. Фото Алексея Иванова, архив «СЭ»
Евгений Кафельников. Фото Алексея Иванова, архив «СЭ»

- Судорог ни разу не было?

- Один раз в Австралии. Жара была - сорок градусов. Еще начались судороги, когда впервые попал в финал «Ролан Гаррос». Но это, скорее всего, нервное. Третий сет, у меня матч-бол при счете 5:4, - на секунду показалось, что не выиграю турнир. Едва подумал - стало ноги сводить.

- Выиграли?

- Да. Не знаю, что было бы, уступи я третий сет. Наверное, отошел бы - хотя сомнения есть.

- Вы встречали выдающихся теннисистов. Но гениев были единицы?

- В моем поколении гений - Сампрас. 14 титулов на турнирах «Большого шлема» - это нечто.

- Рекорд на века?

- Все рекорды скоро побьет Надаль. За оставшиеся годы, думаю, выиграет столько турниров «Большого шлема», сколько никому не снилось. У него уже четыре «Ролан Гарроса», чемпионат Австралии и Уимблдон. А парню всего 22 года!

- Кого из знаменитых теннисистов можете назвать своим другом?

- Со всеми в прекрасных отношениях. С Курье, Агасси, Иванишевичем... Исключение - Сампрас. Нельзя сказать, что я с ним взасос. Пит всю жизнь был сам по себе. Закрытый, по натуре одиночка. Наверное, потому и играл так классно.

- В ветеранском туре Сампрас тоже держится обособленно?

- Понятия не имею. Не видел его лет семь.

Пит Сампрас. Фото Global Look Press
Пит Сампрас. Фото Global Look Press

- Кто из теннисных «стариков» и сейчас не растерял форму?

- Первый номер рейтинга - Иванишевич. Выигрывает турнир за турниром. Эдберг тоже хорош. Ему уже 43 года, но Стефан всегда следил за собой. Правильный такой, образец профессионала - полная противоположность весельчаку и шалопаю Беккеру. Зато Бориса все обожают.

- Самый отвязный человек, с которым сводила судьба на корте?

- Есть балбесы, с которыми мало кто якшается. Например, чилиец Риос. Надменный, неприятный тип. Человек-скандал. Среди директоров турниров у него дурная репутация, так что приглашали чилийца крайне неохотно. Хотя ко мне Риос нормально относится. Может, из-за того, что регулярно его обыгрывал?

Другой странный персонаж - американец Таранго. В любую секунду мог что-то отчебучить. Однажды на Уимблдоне Таранго показалось, что его засуживают. Долго и нудно спорил с арбитром, а потом схватил сумку и ушел с корта. За это его дисквалифицировали на полгода.

- Вам когда-нибудь хотелось поступить так же?

- А смысл? Да и не припомню, чтоб меня откровенно «сплавляли». Правда, был американский судья, которого не переносил. Взаимная была неприязнь. На каждом турнире, получив расписание, я направлялся в комнату рефери с единственным вопросом: «Кто меня судит?» Если называли фамилию этого американца, просил заменить арбитра. Чаще всего шли навстречу. Уважали.

- Драки среди теннисистов случаются?

- Редко. Это только мне «повезло» - чех Вацек, с которым играл в паре, любил побузить. Несколько раз из-за этого у нас возникали стычки с американцами. Судьи разнимали. О Вацеке, кстати, давно не слышал, потеряли связь. Жалко, Даниэль славный парень, нестандартный. Женился на девушке из Индонезии - с ней моя бывшая жена дружила.