Найти тему
Заметки пользователя

Теория игры на гитаре. Больше об интервалах. Обращение аккордов (трезвучий). Часть 4.

В предыдущей заметке говорилось о принципе построения аккордов на грифе гитары. Прежде, чем начать обсуждение их обращения, стоит немного добавить об интервалах. Вообще, о музыкальных интервалах невозможно рассказать за один раз. По мере изучения музыкальной теории, эта тема будет постоянно пополняться и те, кто освоил базовые принципы создания музыки, в последствии будет постоянно открывать для себя что-то новое.

Больше об интервалах

Как уже говорилось, Музыкальный интервал - это сочетание двух звуков, которые могут звучать одновременно или последовательно.
Одновременно звучат
Гармонические интервалы, последовательно - Мелодические. Можно обратиться к таблице из прошлой заметки и вспомнить, что интервалы определяются по количеству тонов и ступеней (ступени в таблице - это цифровые обозначения, которые показывают количество нот).

К Чистым интервалам относятся прима, кварта, квинта, октава. Малые и Большие - это секунда, терция, секста, септима. Нижний звук интервала - это его Основание, верхний – Вершина. Интервал, взятый от основания к вершине, называется – Восходящим, а от вершины к основанию – Нисходящим. Интервалы, находящиеся в пределах октавы называются – простыми, в разных октавах – составными.

Интервалы, образованные на ступенях Натурального мажора и минора называются – Диатоническими, а на ступенях Гармонического мажора и минора – Характерными. Что это значит?

Чтобы не углубляться на первых порах в дебри теории и рассмотреть все это в рамках одного материала, можно прежде вспомнить о Мажорной и Минорной гамме из самой первой заметки.

Виды мажора и минора

Мажорная гамма состоит из Тон-Тон-Полутон-Тон-Тон-Тон-Полутон и такая гамма называется Натуральный мажор. Минорная гамма, состоящая из Тон-Полутон-Тон-Тон-Полутон-Тон-Тон, называется Натуральным минором. Соответственно Тон-Тон-Полутон-Тон-Тон-Тон-Полутон - это ноты гаммы, начинающиеся с Тоники. Ноты эти называют ступенями и обозначают римскими цифрами от I до VII.

Мажор и минор делят на три вида - Натуральный, Гармонический и Мелодический.

С Натуральным мажором и минором вроде все ясно - это мажорная и минорная гаммы.

Чтобы получить Гармонический мажор, за основу берется Натуральный и в мажорной гамме понижается VI ступень. В записи к этой ноте добавляется b(бемоль).

В Гармоническом миноре повышается VII ступень, к этой ноте добавляется #(диез).

Мелодический мажор отличается уже двумя пониженными ступенями VI и VII. Эти ноты отмечают знаком b(бемоль).

В Мелодическом миноре VI и VII ступени повышаются и они отмечены знаками #(диез).

Это вкратце, что можно сказать по видам мажора и минора.

-2

Теперь можно вернуться к интервалам, которые, как говорилось выше, бывают Диатоническими, образованными на ступенях Натурального мажора и минора и Характерными, образованными на ступенях Гармонического мажора и минора.

Диатонические интервалы подразделяются на консонирующие и диссонирующие.

Консонирующие звучат благозвучно и мягко, они делятся на:

  • Весьма совершенный консонансЧистая Прима и Чистая Октава - ч.1, ч.8. (Теперь уже можно обозначать интервалы как в таблице);
  • Совершенный консонанс Чистая Кварта и Чистая Квинта - ч.4, ч.5;
  • Несовершенный консонансМалая Терция, Большая Терция, Малая Секста и Большая Секста - м.3, б.3, м.6, Б.6.

Диссонирующие интервалы – звучат более резко. К ним относят:

  • Малую и Большие Секунды - м.2, Б.2;
  • Малую и Большую Септимым.7, Б.7;
  • Тритоны или Увеличенную Кварту/Уменьшенную Квинту (ув.4, ум.5).

Характерные интервалы - это интервалы, встречающиеся только в Гармонических видах мажора и минора. О них пока здесь говориться не будет.

В дополнение о строении трезвучий

В прошлой заметке говорилось о построении мажорных и минорных трезвучий.

Стоит повторить (сейчас понадобится классификация интервалов из таблицы), что созвучие трех и более звуков, расположенных по терциям, называют Аккордом и если он состоит из трех нот, то это трезвучие.

Трезвучия бывают:

  • Мажорное (или Большое, обозначается Б.53) – состоит из Б.3 + м.3 (большой терции и малой терции). Крайние ноты образуют ч.5 (чистую квинту);
  • Минорное (или малое, обозначается м.53) – состоит из м.3 + Б.3 (малой терции и большой терции), между крайними звуками ч.5 (чистая квинта);
  • Уменьшённое (обозначается ум.53) – состоит из м.3 + м.3 (малой терции и малой терции), крайние звуки образуют ум.5 (уменьшенную квинту);
  • Увеличенное (обозначается ув.53) – состоит из Б.3 + Б.3 (большой терции и большой терции). Крайние звуки образуют ув.5 (увеличенную квинту).

Мажорное и минорное трезвучия являются консонирующими, как говорилось выше, они имеют благозвучное, согласованное сочетание звуков. Трезвучия увеличенные или уменьшённые – диссонирующие, они воспринимаются на слух негармонично, так принято считать.

Звуки (ноты) трезвучия имеют свои названия: нижний звук – это Прима, так же Основание, средний – Терция или Терцовый звук, верхнюю ноту называют Квинтой или Квинтовым звуком.

Обращение аккордов

Что такое обращение аккордов и где это применяется?

Для примера можно взять те же трезвучия.

У аккордов из предыдущей заметки Тоника, или теперь Прима, она является самым низким звуком. При обращении аккорда, его Прима переходит в самый высокий звук, а самой низкой становится Терция. Это первое обращение. При втором обращении самой низкой нотой оказывается Квинта.

-3

На рисунке сверху мажорный или большой аккорд G(Б53), состоящий из Большой и Малой терции (Б.3 + м.3), его крайние звуки образуют Чистую Квинту, что и указано в названии - Б (большой), 53 (квинта и терция). В этом трезвучии Тоника или Прима (нота G), является самым низким звуком, а Квинта (нота D) самым высоким.

Ниже его первое обращение, где самым низким звуком становится Терция (нота B). Получившееся трезвучие называется Секстаккорд (6).

Второе обращение - это Квартсекстаккорд (64), который состоит из Чистой Кварты и Большой Терции (ч.4 + Б.3), которые образуют Большую Сексту, отсюда и название - 64. Теперь нижний звук - Квинта этого аккорда.

Принцип обращения аккордов из этого примера, применим к любым другим трезвучиям и, еще раз напомнить:

  • Первое обращение получается когда Терция - самый низкий звук, а Прима (Тоника) самый высокий.
  • При Втором обращении самой низкой нотой Квинта, самой высокой Терция.

Сразу это все запомнить сложно и поэтому лучше взять наглядный пример с клавиатурой фортепиано и грифом гитары.

Аккорд (Б.53)

-4

На рисунке все то же трезвучие (аккорд) G(Соль-мажор).

Цифрой 1 обозначена Прима (Тоника) и это нота G(Соль).

Цифра 3 - Терция, нота B(Си).

Цифра 5 - Квинта, нота D(Ре).

Первое обращение Секстаккорд (6)

-5

Как видно, при первом обращении самым низким звуком берется Терция - B, а самая высокая тональность у Примы - G.

Второе обращение Квартсекстаккорд (64)

-6

Как и говорилось выше, при втором обращении Квинтовый звук - D(Ре) самый низкий, а Терцовый - B(Си) самый высокий.

По такому принципу строятся обращения всех трезвучий - мажорных, минорных, уменьшённых и увеличенных и c помощью таблицы можно определить их секстаккорды и квартсекстаккорды:

  • Мажорный секстаккорд (Б.6) – м.3 + ч.4;
  • Минорный секстаккорд (М.6) – Б.3 + ч.4;
  • Увеличенный секстаккорд (ув.6) – Б.3 + ум.4;
  • Уменьшённый секстаккорд (ум.6) – м.3 + ув.4;
  • Мажорный квартсекстаккорд (Б.64) – ч.4 + Б.3;
  • Минорный квартсекстаккорд (М.64) – ч.4 + м.3;
  • Увеличенный квартсекстаккорд (ув.64) – ум.4 + Б.3;
  • Уменьшённый квартсекстаккорд (ум.64) – ув.4 + м.3.

Обращение аккордов применяется во многих жанрах музыки, везде, где есть необходимость расширить звуковой диапазон.

Запомнить все сразу, тем, кто раньше с этим не сталкивался, будет сложно, да это и не требуется. По мере изучения музыкальной теории можно возвращаться к предыдущим материалам и будет приходить понимание.

В следующих заметках продолжение музыкальной темы.

Введение. Ноты на грифе. Часть 1.

Музыкальные интервалы. Часть 2.

Построение аккордов(трезвучий). Часть 3.

Открытые аккорды. Sus, Add, Септаккорды. Часть 5.

Больше о гаммах. Построение аккордов на ступенях гаммы. Часть 6.

Создание музыкальных партий без гамм и нот. Система CAGED. Часть 7.

Позиции мажорной и минорной гаммы. Пентатоника. Виды гамм. Часть 8.

Теория игры на гитаре. Чтение табов. Виды ладов. Часть 9.

Подписывайтесь на канал, дальше будут заметки на разные темы, которые интересны сегодня многим.