Бидермейер — художественный стиль, направление в немецком искусстве возникшее в 1810-х годах.
Идеологические предпосылки этого стиля лежат в неустойчивом политическом положении в Германии и Австрии того времени. Тревожное положение и меланхолия вызывали необходимость ухода от реальности. Типичный выход из этого состояния — погружение в семью, в круг друзей, поиск спокойствия в маленьких жизненных радостях. Бидермейер определяют как провинциальный стиль. Являясь ответвлением романтизма, он сохранил в себе некоторые черты стиля ампир. Основная черта бидермейера — идеализм. Поэтому в живописи преобладают бытовые сценки, а в других жанрах картины носят камерный характер. Живопись стремится найти черты идиллической привлекательности в мире маленького человека. Эта тенденция уходит корнями в особенности национального немецкого быта, в первую очередь бюргерства.
На стиль бидермейер в начале, во многом, оказала влияние мода ампира. Силуэт женского платья напоминал античные колонны, талия была завышена под грудь, рукава варьировались, в это время зарождается мода на рукав жиго (окорок). Платья в это время шились из мягких струящихся тканей. Постепенно, модели начинают шить из более плотных тканей. Декор определяется драпировками, вышивкой, к концу 10-х начинается мода на рюши. Декольте, в основном, квадратное, обрамляющее шею и ключицы, воротники использовались крайне редко.
Линия талии к 1925 году начинает стремительно опускаться к естественному положению, для подчеркивания талии снова требуются корсеты. Декор рюшами, оборками теперь становятся крайне востребованными. Декольте расширяется и немного опускается по плечам, оголяя полностью ключицы. Конструкция юбки начинает расширяться к конусообразной форме, в нее вшивали специальные валики, чтобы придать округлую формы. При этом каркасов под юбкой не было. Также юбка платьев данного стиля становится немного короче – она не прикрывает щиколотки ног.
К 30 годам рукава максимально расширяются, талия возвращается на естественное положение, затягивается туго, что визуально создает контраст между плечами и талией, юбка расширяется. Декольте также открывает линию ключиц, иногда углубляется.
Аксессуары в эту эпоху весьма актуальны, особенно большой популярностью пользуются шали, зонтики, перчатки для укрытия дам от солнца (в моде была благородная бледнота) также дамы носили изящные веера и сумочки. Снова очень увлекаются драгоценностями; большой популярностью пользовались изделия из жемчуга, ожерелья, разнообразные цепочки (с медальонами и разными другими привесками), длинные серьги, броши, броские браслеты, а также диадемы, декоративные гребни и иголки и, наконец, дорогие украшения, которыми венчались сложные прически.
Форма обуви была определена веянием ампира- дамы носили балетки на плоской подошве с декором из лент, кружева.
Женщины в период с 1815-1820 годы собирали волосы в аккуратные прически на макушке, заплетали волосы или собирали их в изящные пучки, без излишних украшательств.
В период с 1825-1840 года дамы собирают волосы на затылке в пучок, выпуская боковые пряди по бокам, оформляя их в кудри и косы, дополняя конструкцию прически шиньонами. В это время прически украшаются лентами, кружевом. Также в моде головные уборы капоры, чепцы.
Выводы:
- На костюм бидермайера оказали влияние ампир, романтизм.
- Силуэт женского платья видоизменялся, линия талии опустилась в естественное положение, женщины снова стали носить корсеты и широкие юбки. Обилие декора.
- Мода на рукав «Жиго», который, в союзе с узкой талией формировал контраст форм на фигуре.
- В эпоху актуальна бледность, пользуются популярностью зонты, шали, перчатки. Возврат к украшениям.
- Эволюция причесок – от скромной ампирной до декорированной прически с шиньонами. Мода на бонеты, капоры и чепцы