Найти тему

Знаменитые хорваты – Вукотич, Лустиг, Ткалчич и Смое. 2023 год

Знаменитые хорваты – Бранко Лустиг, Душан Вукотич, Юро Ткалчич и Мильенко Смое.

О знаменитых хорватах:

Бранко Люстиг 21 марта 1994 года в Лос-Анджелесе были объявлены победители 66-й церемонии вручения премии «Оскар». Когда было объявлено, что «Список Шиндлера» Стивена Спилберга получил «Оскар» за лучший фильм, на сцену вышли три победителя – три продюсера фильма. Один из них был человеком, который в молодости пережил нацистские лагеря смерти. Его звали Бранко Лустиг. Бранко Люстиг родился в 1932 году в Осиеке. Он оказался вовлеченным в войну и геноцид еврейского народа, когда ему было девять лет. В детстве он прошел через лагеря смерти Освенцим и Берген-Бельзен. Его отец и большая часть его семьи погибли во время Холокоста. В середине 1950-х, выживший в лагере вошел в только что зародившуюся киноиндустрию. Он начал работать организатором съемок и исполнительным продюсером. Его имя фигурирует в титрах ряда важных фильмов того времени, от «Мой сын, не оборачивайся» Бранко Бауэра (1956 — первая работа Люстига) до номинированного на «Оскар» фильма «Дорога длиной в год» (1958). , историческим спектаклям «Козара» (1962) и «Anno Domini 1573» (1975). Когда в конце 1960-х Jadran Film активно занималась совместным производством с Голливудом, Люстиг стал участвовать в этих проектах. Его билетом в Голливуд стала работа над фильмом «Скрипач на крыше» (1971) и, особенно, над сериалом «Ветра войны». Он получил приглашение работать в американской киноиндустрии, которое принял на постоянной основе в 1988 году. В Голливуде в качестве исполнительного продюсера Люстиг помог в создании ряда заметных и популярных фильмов категории «А». Его работа особенно важна для двух самых выдающихся режиссеров того поколения: Стивена Спилберга и Ридли Скотта. Люстиг также получил два продюсерских Оскара за работу над фильмами этих двух режиссеров: в 1994 году за «Список Шиндлера» и в феврале 2001 года за «Гладиатора». Таким образом, Люстиг стал единственным человеком из Хорватии, дважды получившим самую престижную в мире кинопремию. Ближе к концу своей жизни он навсегда вернулся в Загреб, где также был основателем кинофестиваля. Он скончался в 2019 году.

Мильенко Смое. В хорватской культуре мало писателей, о которых можно сказать, что они создали свою родную землю. Один из них, без сомнения, Мильенко Смое, журналист, сценарист и писатель из Сплита. Если существует хранилище идей, звуков и лиц Далмации, которое навсегда запечатлено как в хорватской, так и в (бывшей)югославской аудитории, значительная часть этого хранилища - это именно работа Миленко Сможе. Мильенко Смойе родился в 1923 году в Вели Варош, Сплит, в рыбацкой семье. После непродолжительной преподавательской деятельности он присоединился к «Слободной Далмации» в качестве журналиста. Он быстро зарекомендовал себя как одаренный репортер с живым языком, проницательными наблюдениями и остроумным стилем. Он путешествовал по Далмации, писал репортажи и юмористические рассказы. Своей репортажной работой он вновь утвердил среднедалматинский язык и вернул ему законное место в средствах массовой информации. К середине 1960-х он уже был популярной и начитанной местной журналистской звездой. В 1971 году он опубликовал свою первую книгу «Легенда Хайдука», созданную по случаю 60-летия футбольного клуба из Сплита. Эта трогательная и юмористическая хроника вышла за рамки своей случайной функции и служит романной хроникой Сплита. Смойе добился наибольшей известности благодаря телевидению. В 1970 году Загребское телевидение выпустило телесериал «Наш маленький городок» — хронику вымышленного города в центральной Далмации с 1930-х по 1960-е годы. Сериал приобрел огромную популярность и статус классики. Смое удалось новеллизировать сериал в одноименном романе. В 1980 году Смойе снова написал более дорогой и амбициозный сериал «Вело мисто» («Большой город») для Zagreb TV, в котором рассказывается об истории Сплита и футбольного клуба «Хайдук» с 1910 по 1945 год. Смойе также новеллировал этот сериал. и получившийся роман часто пользуется большим уважением, чем сериал. В последующий период Смойе постоянно работал сценаристом ильмов и телесериалов. Однако он никогда не переставал быть журналистом. До самой смерти публиковал колонки, репортажи и юмористические рассказы в «Слободной Далмации», а затем в «Дикой Трибуне». Он умер в 1995 году в возрасте 72 лет от рака, а его последний текст, опубликованный всего за несколько дней до смерти, заканчивался словом «написать».

-2

Душан Вукотич
Ни в одной области кинокультуры хорватская кинематография не оставила такого заметного во всем мире следа, как анимационные фильмы. В первую очередь это можно отнести к производству Загребской киностудии с середины 1950-х по 1970-е годы, группы авторов и фильмов, обычно называемых «Загребской школой анимационных фильмов». И самым известным среди них, несомненно, является Душан Вукотич , режиссер, получивший «Оскар» за фильм «Заместитель» в 1961 году. Вукотич также является единственным автором хорватских фильмов, получившим премию американской киноакадемии. Душан Вукотич родился в 1927 году в Билече (Босния и Герцеговина). Как и многие будущие директора Загребской школы, Вукотич также изучал архитектуру. Кроме того, как и многие загребские аниматоры, он отточил свой первый творческий опыт в области карикатуры. С начала 1950-х годов он активно занимался анимацией, сначала как аниматор, затем, как режиссер специализированных фильмов, а с 1950-х годов также и оригинальных фильмов. Сразу же после основания новой студии в 1956 году он создал свою первую режиссерскую работу «Озорной робот». С этого момента горстка творческих людей — режиссеров, аниматоров и мультипликаторов — собралась вокруг только что созданной студии и попыталась проложить себе путь в анимационное кино. Они поняли, что у них нет ни ресурсов, ни опыта, чтобы конкурировать с Диснеем в полной иллюзионистской анимации. Вместо этого они начали исследовать уменьшенную анимацию с упрощенными поверхностями, стилизованным движением и упором на приколы. При этом они опирались на опыт карикатуры, а также на сильную визуальную культуру Загреба 1950-х годов, особенно на EXAT 51. Тематически авторы Загребской школы — дети тогдашней внеблоковой и политически амбициозной Югославии. В фильмах они ставят под сомнение милитаризм, глобальное вооружение, а также побочные эффекты модернизации и урбанизации. Среди них Вукотич был самым успешным, но и самым типичным представителем. В своих первых фильмах он играет с условностью западных жанров и пародирует ее («Ковбой Джимми», 1957, «Пулеметный концерт», 1958, «Корова на Луне», 1959). Его самая зрелая фаза пришлась на конец 1950-х – начало 1960-х годов, когда он снял свои три, пожалуй, самых известных фильма: «Пикколо» (1959), «Замена» (1961) и «Игра» (1962) с «Замена» остается самым известным, прежде всего потому, что он получил премию Американской киноакадемии, что сделало Вукотича первым неамериканцем, получившим «Оскар» за анимационный фильм. «Заменитель» — во многом типичный Вукотич: фильм об абсурдности модернизации, созданный в оригинальном, почти абстрактном визуальном стиле, эффектно использующем пропорции, белизну и пустой кадр. Вукотич продолжал успешно сниматься в анимационных фильмах до 1970-х годов. Постепенно он пробовал себя в качестве режиссера полнометражных художественных фильмов, но далеко не так успешно. Снял художественные фильмы «Седьмой континент» (1966), городской военный триллер «Операция «Стадион» (1981) и научно-фантастический фильм «Гости из галактики Аркана» (1981). Он умер в Загребе в 1998 году в возрасте 71 года.

Юро Ткалчич
В истории хорватской музыкальной интерпретации у виолончели не так много выдающихся исполнителей, особенно тех, кто сделал международную карьеру. Среди этого небольшого числа музыкантов своего рода основателем считается Юро Ткалчич (Загреб, 13 февраля 1877 г. — Загреб, 15 декабря 1957 г.), который после начального образования в Загребе, а затем в Вене отправился в Париж, где начал играть в различных оркестровых и камерных ансамблях, продолжая дополнительное образование, но также выступал как солист со своим братом, пианистом Иво Ткалчичем (1875–1937). Его репутация постепенно росла, поэтому в составе камерных и оркестровых ансамблей он принимал участие в гастролях по Европе. В 1900 году он поселился в Париже. Сначала он играл в оркестрах кафе, но вскоре стал одним из самых выдающихся камерных музыкантов Парижа и играл в известных камерных ансамблях, выступавших в Париже и других городах Франции. В 1904 году он начал преподавать в консерватории в Версале. В 1914 году он вернулся в Загреб, где выступал как солист и камерный музыкант, а также работал профессором консерватории. С основанием Королевской музыкальной академии в 1922 году он продолжил свою карьеру профессора в этом высшем учебном заведении и уже в первый год стал его первым ректором. Позже он работал в Белграде, затем в Дубровнике, прежде чем, наконец, вернуться в Загреб. и работал профессором консерватории. С основанием Королевской музыкальной академии в 1922 году он продолжил свою карьеру профессора в этом высшем учебном заведении и уже в первый год стал его первым ректором. Позже он работал в Белграде, затем в Дубровнике, прежде чем, наконец, вернуться в Загреб. и работал профессором консерватории. С основанием Королевской музыкальной академии в 1922 году он продолжил свою карьеру профессора в этом высшем учебном заведении и уже в первый год стал его первым ректором. Позже он работал в Белграде, затем в Дубровнике, прежде чем, наконец, вернуться в Загреб. Описывая его выступления, критики того времени подчеркивали исключительную виртуозность и красоту его тембра. Его композиционное творчество относится к позднеромантическому направлению музыки, миниатюры носят преимущественно салонный характер. Однако важно отметить, что Ткалчич является автором первого хорватского концерта для виолончели с оркестром, а произведения для камерных ансамблей написаны более амбициозно. Ткалчич умер в 1957 году.

-3