Фильм «Леди Макбет Мценского уезда» снят знаменитым режиссером Романом Балаяном в 1989 году по одноименному произведению классика русской литературы Николая Лескова.
Вообще, лесковский сюжет очень популярен. Не раз использовали его для театральных постановок. Экранизировали тоже неоднократно: есть версии немого кино, зарубежные фильмы, вольная адаптация сюжета в современных декорациях – фильм Валерия Тодоровского «Подмосковные вечера».
Однако кинолента Романа Балаяна считается наиболее близкой к литературному канону.
К слову сказать, фильм «Леди Макбет Мценского уезда» изначально был нацелен на успех. Зрителей (и не только поклонников классики) могло привлечь в нем многое. И душераздирающий сюжет о роковой и безумной любви. И наличие откровенных сцен, что в конце 80-х вошли в моду. И, конечно, две кинозвезды в главных ролях: Наталья Андрейченко сыграла купчиху Катерину Измайлову, а харизматичный Александр Абдулов – ее возлюбленного приказчика Сергея.
Однако фильм не стал зрительским фаворитом. Многие его не приняли. Другие не поняли. Третьи спорят о нем по сей день. Объектом оживленных дискуссий чаще всего является Наталья Андрейченко. Не всех устраивает манера ее актерской игры. А большинство упрекают ее во внешнем несоответствии литературному прообразу. Но, к слову сказать, у Лескова Измайлова как раз нетипичная представительница своего сословия: дама нервная и худощавая.
Вместе с тем Роман Балаян создал талантливый фильм. Потому что сумел передать атмосферу и идею литературного оригинала. А что смотреть на это тяжело – таким именно и был замысел.
Вообще, фильм «Леди Макбет Мценского уезда» на кое-что открывает глаза и многому учит.
Скажем, мне в связи с этой кинолентой вспоминается мрачная шутка Раневской насчет любви, что лучше заменить расстрелом. Грубовато, но точно.
Наблюдая за болезненным сладострастием Катерины и Сергея, невольно задумываешься: а любовь ли это вообще? Может, заполнение пустоты? Тяжелой, страшной, безысходной и дремотной ленности сонного царства глухой провинции, где пропадает от скуки Катерина. Кстати, кто читал Лескова, согласится со мной, что у писателя вот эта самая скука-пустота и есть смыслообразующий мотив сюжета. Когда нет цели, нет смысла, нет занятия и любимого дела. Праздность – мать пороков. А Катерина что ни на есть женщина праздная. Ни хозяйством, ни рукоделием, ни чтением, ни каким занятием другим не увлеченная. Собственно, и влюбляется Катерина из-за скуки. Романтические страсти – единственное, что помогают ей, женщине, по сути, пустой и примитивной, почувствовать вкус жизни.
Кстати, вот это все прекрасно и показано в фильме. И липкая, душная, однообразная атмосфера провинциального существования, и женщина недалекая, но энергичная, опрокинувшая все свои силы не на созидание, а на преступления. Вырванная страстью, как смерчем, из своей душевной тюрьмы, Катерина сама превращается в смерч, чудовище, совершая немыслимые злодейства ради того, чтоб продолжать свой незаконный роман с Сергеем. Вначале она опаивает отравой свёкра, затем вместе с Сергеем убивает своего мужа, а потом и вовсе душит подушкой малолетнего племянника Федю, который мог бы оспорить её права на наследство.
Вот поэтому она и леди Макбет. Как помним, у Шекспира была такая героиня, совершавшая черные дела без всяких колыханий совести. Сильная женщина. Вот только у Лескова в названии заключена горькая ирония. Шекспировская Макбет хотя бы ради мужа старалась. А наша, мценская, во имя своей преступной страсти творит неподобное.
Причем, страсть-то ее безответная. Мил-друг Сереженька при первом же случае бросает ее. И в самый тяжкий момент, на каторге. Потому что и любил-то ее, пока купчихой была.
А сама Катерина Измайлова в конце концов поступает в точности так, как однажды и сказала своему неверному возлюбленному:
«..так ежели ты, Серёжа, мне да изменишь, ежели меня да на кого да нибудь, на какую ни на есть иную променяешь, я с тобою, друг мой сердечный, извини меня, – живая не расстанусь».
Дважды смотрела этот фильм. И дважды ощущала полнейшую безысходность. Особенно в финале. В сцене с Сонеткой на пароме… Вот понимаешь, что одна дурная женщина себя уничтожает и другую такую же за собой тянет, а настроение такое, будто рушится мир…
Роман Балаян снял фильм непростой, но, мне кажется, необходимый.
Ведь надо же когда-то зрительской душе трудиться, а разуму размышлять над непростыми проблемами жизни, смерти и любви…
Пишите в комментариях свои мнения.
Чтобы не пропустить новые статьи, подписывайтесь на мой канал "Любопытная Варвара"
*Все фото из Яндекс.Картинки