Основываясь на успехе авианосца «Фуцзянь», китайская программа развития авианосцев набирает обороты. Недавно обнародована концепция строительства нового атомного суперавианосца. В этом месяце издание The Warzone сообщило, что китайская верфь Jiangnan Shipyard выпустила концепт-арт того, как будет выглядет суперавианосец Fujian с ядерной силовой установкой, аналогичный американскому классу Gerald Ford и французскому авианосцу следующего поколения. В сообщении говорится, что на иллюстрации изображены многочисленные самолеты-невидимки, похожие на FC-31, на палубе авианосца, что говорит о том, что этот самолет может стать основой авиакрыла нового авианосца.
В комментарии Центра стратегических и международных исследований за 2017 год отмечается, что у «Ляонин» и «Шаньдун» есть небольшие истребительные авиакрылья: всего 18–24 истребителя J-15 у «Ляонин» и еще четыре истребителя у «Шаньдун». Относительно небольшое количество истребителей на обоих кораблях ставит Китай перед дилеммой нападения или обороны. В августе прошлого года Asia Times отмечала, что такое небольшое количество самолетов накладывает ограничения на то, какая часть соответствующих авиакрыльев «Ляонин» и «Шаньдун» может быть выделена для атаки или обороны. Выделение большего количества самолетов для атаки увеличивает уязвимость их соответствующих боевых групп авианосцев, но использование большего количества самолетов для противовоздушной обороны флота снижает их атакующую мощь. Однако «Фуцзянь», который может нести от 50 до 70 самолетов, сможет преодолеть эти проблемы.
«Фуцзянь» также оснащен китайской версией электромагнитной системы пуска (EMALS), в которой для запуска самолетов используются мощные электромагниты, что позволяет быстрее запускать дополнительные и более тяжелые типы самолетов. Эти самолеты могут включать улучшенные версии J-15B, морские версии J-20 и FC-31, а также самолеты дальнего радиолокационного обнаружения и управления (ДРЛО) J-600 и беспилотники.
Более того, Asia Times сообщила, что Китай может готовиться к развертыванию истребителя-невидимки FC-31 и беспилотника FH-97A Loyal Wingman. Авианосная версия FC-31, получившая название J-35, может использоваться для выполнения миссий по завоеванию господства в воздухе. В то же время усовершенствованные J-15B выполняют наземные и морские атаки, возможно, устраняя дилемму нападения и обороны, связанную с «Ляонином» и «Шаньдуном». J-35 может быть дополнен палубной версией FH-97A, наземной версией, оптимизированной для операций воздух-воздух, с фронтальной электронно-оптической системой наведения (EOTS) и внутренним вооружением, а также иметь отсек для шести ракет класса «воздух-воздух».
После того, как дилемма нападения и обороны, возможно, будет преодолена, следующим шагом в улучшении авианосных боевых возможностей Китая будет устранение ограничений по дальности и выносливости, присущих кораблям с обычными двигателями. В октябре прошлого года Asia Times сообщила, что четвертый авианосец Китая, скорее всего, будет атомным, поскольку Китайская государственная судостроительная корпорация (CSSC) разрабатывает конструкцию авианосца с ядерной силовой установкой с февраля 2018 года и заявляет, что к 2027 году она должна совершить прорыв в технологии ядерных двигателей.
Однако в настоящее время китайские ядерные технологии сильно отстают от американских. South China Morning Post (SCMP) отмечает в статье, опубликованной в июне прошлого года, что разработку сверхавианосца с ядерной силовой установкой нельзя торопить по соображениям безопасности и научным соображениям. В сообщении отмечается, что китайский малый модульный реактор Linglong One, считающийся самой совершенной моделью, нуждается в дозаправке раз в два-три года по сравнению с реактором на авианосце класса Ford, который может работать полвека.
Тем не менее, в случае непредвиденных обстоятельств на Тайване китайский атомный авианосец сможет уменьшить необходимость прекращения операций и пополнения запасов, увеличить количество самолето-вылетов боевых самолетов и усилить возможную блокаду Тайваня, обеспечив постоянное присутствие.
Учитывая стратегическую важность авианосцев, Китай может стремиться иметь флот из шести авианосцев, каждый из трех флотов которого будет иметь по два авианосца. В такой конфигурации один авианосец будет находиться в активном развертывании, а другой будет проходить техническое обслуживание, переоборудование и обучение экипажа.
Строительство такого военно-морского флота, возможно, уже находится в пределах судостроительных возможностей Китая. В феврале Asia Times отметила огромные темпы судостроения Китая и использование им в прошлом месяце искусственного интеллекта (ИИ) для ускорения процессов проектирования военных кораблей. По состоянию на 2022 год НОАК-Н был крупнейшим в мире флотом, насчитывающим 340 кораблей; ВМС США, для сравнения, имеют только 280 кораблей. У Китая также есть 13 военно-морских верфей, мощность каждой из которых превышает мощность всех семи верфей военно-морского флота США вместе взятых.
Массивное превосходство Китая в судостроении над США можно частично объяснить его стратегией слияния гражданских и военных кораблей, при которой одновременное строительство военных кораблей и гражданских кораблей на одних и тех же верфях гарантирует, что его судостроительная промышленность работает на полную мощность, несмотря на экономические спады. Применение гражданских методов массового производства и передовых технологий в военно-морском кораблестроении позволяет поддерживать производственные мощности, а также обходить санкции, направленные на программу военной модернизации. Более того, Китай использовал ИИ, который, по общему мнению, позволяет проектировать электрические системы военного корабля за один день. На выполнение этой задачи у дизайнеров-людей с самыми передовыми компьютерными инструментами ушло бы 300 дней.
Хотя создание флота из шести авианосцев с поразительной скоростью — это одно, производство необходимого количества профессиональных моряков, летчиков и морских пехотинцев — совсем другое. Учитывая это, Эдвард Луттвак отметил в статье UnHerd в прошлом месяце, что нехватка рабочей силы подрывает планы НОАК. Луттвак говорит, что это происходит потому, что молодые и талантливые китайцы, способные освоить технические навыки высокого уровня, отказываются от работы в армии из-за низкой заработной платы по сравнению с гражданским сектором и нежелания служить в условиях строгой военной дисциплины и иерархии.
ГАБРИЭЛЬ ОНРАДА