В одной из своих предыдущих статей я писал о светлом будущем для австрийского отеля, которому не суждено было сбыться. По простой причине - ждать владелец год не хотел, ускорить процесс не представлялось возможным.
К началу 2009 года отель уже выведен на уровень безубыточности. Было согласие владельца вложить некоторое количество миллионов евро на строительство нового корпуса. Но под твердые гарантии загрузки. Твердые гарантии мог дать Пенсионный фонд Австрии. Но нужно было целый год заниматься определенными мероприятиями. Владелец не готов был ждать. И принял решение - продать отель. Я предложил - раз продаем отель - еще его и обанкротить. Заработать небольшую денюшку.
По австрийским законам -в случае банкротства - списывались все долги по коммунальным платежам, все долги по зарплатам сотрудников и 70% по иным счетам (поставщики). На момент принятия решения - начало 2009 года - долгов нет. Банкротство наметили на сентябрь 2009.
Первое - перестал платить по коммунальным счетам (отопление, водоснабжения, электричество, канализация). Сходил в администрацию города и объяснил что мол сейчас с деньгами что-то трудновато стало. А вот в сентябре мы начнем этап строительства нового корпуса (о наших прожектах я ранее рассказывал в администрации города), я получу финансирование и сразу погашу все коммунальные платежи. Администрация города не возражала и согласилась потерпеть.
Второе. Зарплата сотрудников. Здесь нельзя не выплачивать зарплату. Даже задержки недопустимы. Так что все зарплаты мы выплачивали вовремя. Успел не выплатить сентябрьскую. В Австрии обязательным является выплата 13-й зарплаты (в июне) и 14-й зарплаты (в ноябре). размер 13-й и 14-й зарплаты - 100% ежемесячной зарплаты сотрудника. А вот эти выплаты можно и отложить. Если будут согласны все сотрудники. Я собрал всех сотрудников, объяснил что сейчас в июне просто физически нет возможности выплатить 13-ю (все прекрасно знали - в июне самый низкий доход гостиницы и зарплата при этом вместе с налогами составляет 60%). Но вот в сентябре, все же знают о планах строительства нового корпуса гостиницы - все долги выплатим. Все сотрудники согласились подождать до сентября. если хотя бы один был против и объявил бы об этом устно на собрании или письменно - все ищи деньги на 13-ю, никого это не волнует.
Сотрудники в сентябре не потеряли ни евроцента. В случае банкротства все долги по зарплате - в нашем случае это сентябрьская зарплата и та самая 13-я - сразу были выплачены государством.
Плюс какие могли счета от поставщиков не оплачивали.
После объявления о банкротстве отель был законсервирован. И подготовлен на продажу. Сам процесс банкротства растянулся до мая 2010 года. Раз в месяц я прилетал в Вену. Где приходил на заседание суда по банкротству. Заслушивались стороны. Подводились итоги наших долгов. Наш отель представлял очень хороший адвокат. Я вовсе не участвовал в процессе. Но мое присутствие как управляющего было обязательным. И на каждом заседании судья обращался ко мне с одним и тем же вопросом: "Само банкротство произошло в результате стечения неудачных обстоятельств? Моего умысла как управляющего в этом не было". Я смиренно отвечал что-то примерное: "Ваша честь, мамой клянусь, сам не знаю как так получилось". Ответ устраивал суд. Меня просили сесть и далее до конца заседания уже и не дергали.
Про австрийский суд хочу добавить вот такой момент. Это было единственным местом в Австрии за три года моей работы, где меня при входе попросили предъявить документы. Все посещения государственных и иных органов и заведений обходились без записи моих данных в толстые книги учета и/или ксерокопировании моего паспорта. И еще, когда я посещал заседания суда, меня никто не просил предъявить никаких доверенностей что я это я и что я действительно был управляющим Спросил нашего адвоката. Он объяснил что в Австрии именно так - вы в суде называетесь кто вы есть и какую должность занимаете/занимали и на этом идентификация вас заканчивается. А если я назовусь главой компании Пепси-Кола в Австрии? - Значит с вами будут общаться как с главой данной компании.
Кстати, по-немецки управляющий предприятием будет "Geschaftfuhrer". Так закончились мои три года фюрерства в Австрии.