1. Текст.
«Молодая германская промышленность должна была показать себя на мировом рынке: вырасти она могла только на экспорте. Но для этого она должна была пользоваться на чужбине защитой международного права. Английский, французский, американский купец мог за границей позволить себе даже больше, чем дома. За него вступалось его посольство, а в случае необходимости и несколько военных кораблей. А немец? Австриец мог ещё до известной степени рассчитывать на свое посольство на Ближнем Востоке — в других местах оно ему не очень-то помогало. Когда же прусский купец обращался на чужбине к своему послу с жалобой на причинённую обиду, то почти всегда получал ответ: «Так вам и надо! Чего вы здесь ищете? Сидели бы спокойно дома!» А подданный какого-нибудь мелкого государства и вовсе был повсюду совершенно бесправен. Куда бы ни приезжали немецкие купцы, они везде прибегали к иностранному покровительству — французскому, английскому, американскому — или должны были поскорее натурализоваться на новой родине. Впрочем, даже если бы их послы и пожелали вступиться за них, какой был бы от этого толк? С самими-то немецкими послами в заморских странах обходились, как с чистильщиками сапог».
Энгельс, Ф. Роль насилия в истории. — Маркс, К. Энгельс, Ф. Сочинения. Изд. 2. В 50 тт. Т. 22. М.: Государственное издательство политической литературы, 1962. С. 424.
2. Такое впечатление, что Фридрих Энгельс ошибся страной и веком. И пишет о России и её послах в разных недружественных странах. Об А. И. Антонове в Соединённых Штатах Америки, О. В. Степанове в Канаде, А. В. Келине в Соединённом Королевстве Великобритании и Северной Ирландии, С. Ю. Нечаеве в Федеративной Республике Германии, А. Ю. Мешкове во Французской Республике, А. Г. Карлове в Турецкой Республике.
Кстати, наши чистильщики сапог научились «выражать озабоченность». Такое впечатление, что это единственное «оружие» в арсенале дипломатических средств России.
2023.04.19.