Идет светлая Пасхальная неделя, во время которой было принято качаться на качелях. Подготовили материал, в котором рассказали об этой традиции и собрали песни, которые называются качельными.
Качели (качель) в деревне ставили мужчины и парни непосредственно в день Пасхи. Ставили специально, каждый год заново и после пасхальной недели разбирали. Местом для установки качелей могло быть открытое пространство посреди деревни или ближайший лесок за околицей.
Разными были и способы изготовления качелей. Обычно в землю врывались два огромных столба, укрепленных деревянными распорками. Сверху между столбами прикручивалась или прибивалась большими железными штырями перекладина, к которой привязывались длинные, достаточно толстые веревки. Между ними укладывалась широкая доска. Чтобы веревки не скользили, на доске вырезали зазубрины. В большинстве описанных вариантов доску располагали перпендикулярно перекладине. В качестве опоры могли использоваться и близко расположенные друг к другу стволы деревьев, тогда перекладину клали в естественные пазы между стволом и крепкой веткой. В некоторых случаях веревки могли привязать и непосредственно на толстые ветви, растущие горизонтально. Позднее, по воспоминаниям информантов, качели-то некому стало делать вот, в войну-то, так по лабазам ужо делали. Там переводы большие, новые веревки кладовшик-от даст, привязывают-от и качались.
Место у качелей было собранием местной молодежи и подростков, привлеченных желанием поиграть, побалагурить, покрасоваться друг перед другом. Девушки надевали самые лучшие платья, причем наши информанты подчеркивают, что на Пасху надевали всё новое. Парни стремились продемонстрировать свою ловкость и силу, раскачивая девушек все выше и выше, чуть ли не до солнышка. Ситуация солнышка, весьма опасная, возникала в том случае, когда качели проворачивались вокруг своей оси.
На доске качелей усаживалось несколько девушек, обыкновенно двое, спинками друг к другу, а двое парней раскачивали их, встав по обеим сторонам доски и держась за веревки. Главная интрига этого действия заключалась в возможности узнать у девушек имя их симпатии. Качание шло до тех пор, пока девушки свой секрет не откроют, не скажут имени жениха. Как скажут – так качель останавливается.
Все действие сопровождалось смехом, возгласами, и, конечно, песнями.
Проект SEP COMMUNITY реализуется АНО KAMA records, победителем конкурса на поддержку Центров социальных инноваций в сфере культуры программы «Эффективная филантропия» Благотворительного фонда Владимира Потанина.
Проект «Здравствуй, дорогая Клаву!» реализуется при поддержке Фонда президентских грантов.
#SepCommunity #ArtSep #Сеп #KAMArecords #Удмуртия #СделаноВУдмуртии #КультураУдмуртии #ИгринскийРайон #Эграёрос #ФондПотанина #эффективнаяфилантропия #НКО #ФондПрезидентскихГрантов