Здравствуйте, друзья! На канале снова обзор творений художников, связанных с таким интереснейшим явлением декоративного искусства первых лет Советской власти, как АГИТАЦИОННЫЙ ФАРФОР. В данном случае представляю имена малоизвестные, иногда случайные, но тоже отметившиеся на данной ниве. Об этих людях очень мало информации "в сети", почти нет фотографий, и (как понимаю) самих работ выполнено также немного. Именно поэтому я собрал их в небольшую (и совсем не "могучую") кучку, и постараюсь обо всех трёх рассказать в одной статье (конечно, если вы ещё не устали от АГИТАЦИОННОГО ФАРФОРА... - но потерпите: осталась пара-тройка статей!)... Итак, поехали!
1. Любовь Николаевна Гауш (в девичестве - Милиоти, 1873-1943) родилась в Санкт-Петербурге. Её жизнь накрепко связана с "мирискуссниками". Её близкие родственники - богатые купцы I гильдии Милиоти греческого происхождени. Художник-символист Николай Дм. Милиоти, один из учредителей общества "Мир искусства" - скорее всего, её двоюродный брат. Её муж - Александр Фёдорович Гауш (нем. Alexander Gustav Hausch) - обрусевший немец, сын купца I гильдии, художник, один из "отцов-основателей" Нового общества художников (НОХ), член объединения "Мир искусства".
В Эрмитаже хранятся семь её работ, созданных в 1920-м-1921-м годах на ГФЗ, все посвящённые декабристам и их жёнам. На самом деле работ было значительно больше (там был и портрет Рылеева, и Муравьёва-Апостола и др., но - увы! - смотрим те, что есть).
Ещё две работы, выполненные Гауш на ГФЗ, взятые из Википедии..
С конца 1960-х годов среди коллекционеров СССР возникла хорошая традиция - передавать свои коллекции музеям (государственным или муниципальным), чтобы с предметами искусства могли познакомиться как можно большее количество людей. В начале 1980-х годов свою коллекцию тарелок АГИТАЦИОННОГО ФАРФОРА оставил Всероссийскому музею декоративно-прикладного и народного искусства Леонид Осипович Утёсов, а в конце 1980-х его примеру последовали и М.В. Миронова с А.С. Менакером.
В 1924-м году супруги Гауш (из-за проблем с ревматизмом у Л.Н. Гауш) переселяются на юг - сначала в Севастополь, затем проживают в Одессе, с 1939-го года - в Симферополе, затем в Ялте. В войну оказались в оккупации. В Блокаду Ленинграда погибла их старшая дочь Вера Александровна. В 1943-м Гаушу, как немцу по национальности, разрешили переехать на территории Райха (Рейха) к дальним родственникам - в Австрию. Тогда же, в 1943-м году в Австрии, Людмила Николаевна скончалась. После окончания ВОВ А.Ф. Гауш возвращается в СССР, поселяется в Симферополе, но, будучи пожилым человеком, в 1947-м году трагически погибает, попав под трамвай.
2. Болшева (Большева) Екатерина Николаевна. Сведений о ней - кот наплакал. Родилась в 1872-м году. Фото нет. Работала на ГФЗ с 1918-го по 15.01.1922 года. На Первой выставке ГФЗ, состоявшейся в Петрограде в 1919-м году экспонировались три произведения художника: ваза для цветов "Пальметки с серпом", "Лиловые цветы" и "Синие цветы по желтому борту". В 1919 году ею расписан лоток "Цветы и фрукты". На заводской выставке 1923-го года были представлены расписанные ею тарелки "Книгоиздат", "Книга по борту"; тарелки десертные: "Кубистическая", "Избушка по борту", "Церковь по борту". Расписанные изделия подписывала: "Ек.Б.". Смотрим на три тарелки, хранящихся ныне в Эрмитаже... Дата кончины и биография после ухода с ГФЗ неизвестны (пока!).
А эта тарелка - из Всероссийского музея декоративно-прикладного и народного искусства (Москва, ул. Делегатская, д.3).
3. Софья Борисовна Прессман (1904-2001). Родилась в 1904-м году в Минске. В 1930-м году окончила ВХУТЕИН (Высший художественно-технический институт в Петрограде\Ленинграде). Далее работала на Конаковской фабрике (бывшей фабрике "Т-ва М.С. Кузнецова в Твери"). Странно, но во Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства в Москве есть тарелка, выполненная совершенно не в свойственной Прессман манере, но приписываемая ей. Тарелка, судя по надписи, от 1927-го года. Сомневаюсь, что это её произведение, но всё-таки смотрим...
Зато в керамике Софья Борисорвна с 1930-го по 1933-й год сделала много работ на Конаковской фабрике. Рисунки выполнены в стилистике перегородчатой эмали - технике, близкой к витражной росписи. Смотрим.
А это - статуэтки , созданные Прессман в период работы на Конаковской фабрике...
После ухода с Конаковского завода (в 1933-м году) Прессман в течение нескольких лет работала в производственно-показательном отделе Государственного музея керамики в Кусково (Москва). Весьма странно, что далее нет практически никаких биографических сведений о С.Б. Прессман, однако точно известен год её смерти - 2001!
Спасибо всем, кто дочитал, кому интересен фарфор. Не как материал, не как посуда, статуэтки, панно и прочие элементы декора, а как неотъемлемая часть культуры Человечества. Узнавайте для себя что-то новое о фарфоре, если понравилось - ставьте лайк, делитесь с друзьями. Если интересуетесь темой - подписывайтесь.
P.S. Для тех, кто готов помочь продвижению канала, оставляю здесь номер карты Сбера: 5469 3800 2742 6328. Любая сумма будет в помощь. Всего доброго!