Переходный период
В этой части разберём то, как выглядела финская сцена в середине 90х, когда на ней заиграли что-то кроме козлоты, но то самое узнаваемое звучание пока ещё не появилось.
Diaboli
Весьма олдовая финская бригада, большую часть своего существования бывшая уан-мен-бэндом и в таком виде функционирующая по сей день. Вокруг группы в то время происходили довольно жуткие истории - то суисайд случится с одним из участников, то лидер проекта по имени Петри угодит в тюрячку за попытку зарубить своего соседа топором.
Честно говоря, это чуть ли не самое интересное по поводу данного ансамбля, потому что музыкальная составляющая соответствует здесь супер-оригинальному названию. Альбомы Diaboli того периода - "Mesmerized by Darkness" 96 года и "Towards Damnation" 98ого - это весьма добротный, но абсолютно стандартный блэк-метал в духе норвежской сцены без всякого финского колорита.
Darkwoods My Betrothed
А вот тут уже поинтереснее. Хоть и никакого чисто финского изюма эта банда тоже не демонстрирует, но здесь имеются весьма любопытные инспирации - если коллеги этой группы по цеху в те времена косплеили норвежскую классику, то эти товарищи подхватили только зарождавшуюся тогда у норвегов тенденцию с викинг-блэком.
Впрочем, дебют Darkwoods My Betrothed под названием "Heirs Of The Northstar" от 95 года пока что таковым в полной мере не являлся, хотя некий эпический дух и влияние скандинавского эпоса тут между строк точно сквозит. В остальном же звучание альбома напоминает мне, как бы странно это ни звучало, эдакий несимфонический Emperor с парочкой запоминающихся фишек, а именно резким шрайком на вокале и на редкость сочно для блэка прописанным басом.
А вот уже выпущенный в следующем году альбом "Autumn Roars Thunder" окончательно добродил до того звучания, которым в те годы начали увлекаться норвежские проекты типа Isengard и Storm, то бишь викинг-блэк с эпическим духом, пронизывающим гитарную работу и эпизодическим использованием акустических интерлюдий с этническими инструментами и чистым скальдическим вокалом.
Azazel
Ещё одни прямые последователи норвежской школы. Точнее, были таковыми в рассматриваемый период, когда успели выпустить ипишку "The Night of Satanachia" 96 года, после чего благополучно распались. В широко известной в узких кругах документалке про финский блэк лидер группы Лорд Сатаначиа очень смешно рассказывал про то, как остальные участники группы оставили его в Azazel одного и отправились играть панк, а он дико ненавидит панк.
Но ранний период команды здесь не самое интересное. В начале 2010х Сатаначиа восстанавливает группу в новом составе и в 2012 году выпускает шикарный полноформат "Jesus Perversions", который не имеет ничего общего ни с дебютной ипишкой, ни с финской сценой вообще. Мужики будто совершенно забили на то, какой год на дворе и что за это время в жанре произошло и рубанули свирепейшего и злобного до осатанелости блэка со зверским кромсающим саундом гитар, отбойной ритмикой, хищным скримингом и каким-то неуловимым бестиал-вайбом.
Barathrum
Ещё одна очень старая и стоящая особняком финская бригада. Лидер её - интересный дядя под ником Демонос Сова, причём Сова - это его настоящая фамилия. Самое интересное, что вышло из-под пера Совы - это ранние альбомы Barathrum, являющиеся чем-то самобытным и не встраивающиеся ни в одну региональную сцену жанра. Основу звучания в них составляет редкая смесь блэка и дума, то есть музыка это крайне медленная, грузящая, опирающаяся на монотонный плотный риффинг, но с блэковой сыростью и шероховатостью в саунде.
Второй и третий альбомы группы - "Eerie" 95 года и "Infernal" 97 напоминают некоторых представителей первой волны блэка, у которых имелись влияния от дум-метала, но здесь как будто только эту думовую часть и оставили, утяжелили, ещё больше замедлили и из этого собрали по часу хронометража. В получившемся полотне проскакивает то нечто варварски-эпическое, то психоделичное и почти стоунеровское. Звучит это всё нарочито минималистично, грубо и топорно, но даже это - образец музыкальности по сравнению с тем, что творилось на их дебютнике.
Альбом "Hailstorm" 95 года технически являет то же самое, что и последующие опусы, но с совсем иным подходом к подаче. В звуковом миксе здесь превалирует ритм-секция, а гитара утоплена где-то глубоко в низах почти до полной нечитаемости. При этом сырейший искаженный саунд заставляет получившееся звучать как гул, доносящийся из каких-то заплесневелых подвалов или ржавых канализаций, а пропущенный через какие-то примочки безумный криповый вокал шлифует лютый эффект полной антимузыкальности.
Вот так финка выглядела в этот короткий, но интересный промежуток. А в следующей главе мы перейдём уже непосредственно к основной части.
Обязательно к прослушиванию:
Darkwoods My Betrothed - Autumn Roars Thunder (1996)
Azazel - Jesus Perversions (2012)
Дополнительно:
Diaboli - Mesmerized by Darkness (1996), Towards Damnation (1998)
Darkwood MMy Betrothed - Heirs Of The Northstar (1995)
Azazel - The Night of Satanachia (1996)
Barathrum - Eerie (1995), Infernal (1997)