Продолжаю, как и обещал про Панические Атаки.
Обращения с этим состоянием регулярны и многочисленны. На каждые девять женщин с этим состоянием, обычно, обращается только один мужчина. И тем, и другим при развернутых ПА одинаково дискомфортно, но мужчины тяжелее переживают чувство беспомощности, которое возникает при ПА.
Приведу характерный случай из практики, который хорошо показывает, как развивается один из основных вариантов Панических Атак:
Кейс: Мужчина 47 лет. Благополучная семья. Жена. Двое детей. Жалобы: постоянный накатывающий страх, непреодолимого характера. Сообщил, что начал испытывать беспокойство и страх по поводу любого эмоционально значимого события. Появилась растерянность и плаксивость. Постоянно преследует чувство неуверенности в себе и неполноценности. Состояние развилось много лет назад и, с тех пор, периодически возвращается, делая практически невозможной работу и вызывая социальную дезадаптацию. Утверждает, что, если бы не поддержка и понимание жены, было бы все намного хуже. Сам связывает болезнь с острыми эмоциональными переживаниями в глубоком детстве, когда на его глазах дважды чуть не погибли его родители. С тех пор, как помнит сам, начал периодически бояться темноты, резких движений, криков и т.д. В подростковом периоде состояние несколько сгладилось. Отслужил в армии. Получил высшее техническое образование. Женился. Второй стресс, также был связан с приятелем, когда ему сообщили, что тот погиб. Информация оказалась ошибочной, но в течение нескольких месяцев, пока не пришла опровергающая информация, находился в состоянии глубокого стресса. После того, как ситуация благополучно разрешилась, появились первые приступы ПА. Накатывал глубокий и неожиданный страх без видимого повода. Возникали признаки удушья с помутнением в глазах, тремором конечностей, похолоданием ног. Так продолжалось много лет, то усиливаясь, то уменьшаясь… Несколько раз, находясь за рулем, испытывал приступы тяжелого витального страха. Приходилось останавливать автомобиль и просить помощи у случайных людей… После очередного перенесенного стресса помимо основного панического приступа возникли необычные страхи – острых предметов, ножей, ножниц, при взгляде на которые все тело обмирало и появлялся тремор. В дальнейшем, состояние развилось до того, что реакции паники и страха стали возникать при произнесении таких слов, как – ножик, острое, резать, резкий… Медикаменты перестали давать даже временное облегчение. Внешне абсолютно брутальный мужчина потерял способность к работе, стал слезливым, появились мысли депрессивного характера…В этом состоянии и обратился...
Основа ПА лежит в глубоком детстве. Схема простая. Оставили дома одного, наказали, наругали, напугали... и т.п. Достаточно произойти любому событию, которое вызывает страх. Видели малыша в состоянии страха? Его тело сжато и скованно. Все живое, когда страшно, инстинктивно уменьшает свой объем, например, ежик, зайчик, гусеница… У человека тот же самый инстинкт присутствует в полной мере. Соответственно, при страхе идет спазм всей внутренней мускулатуры - кишечника, диафрагмы, желудка, сосудов....
А это значит: Дыхание затрудняется. Сердечко колотится, как барабан. Голос приглушен. На лице – маска тревоги и страдания. Зубы сжаты, из-за чего нарушена артикуляция, меняется голос. Замедлены движения и речь… Это пазлы, из которых слагается общая картина страха. Сложившись, эти пазлы создают на всю дальнейшую жизнь в теле структуру реагирования на страх.
Первичный, «пусковой» страх человек не помнит, забывает, но созданный им алгоритм защиты от нападения остается в организме уже навсегда. Во взрослом состоянии, пациенты с ПА всегда отмечают пусковой момент атаки: чья-то смерть, травма, стресс и т.д. Это происходит потому, что подобное событие воскрешает уже готовую для реагирования структуру страха, спящую в теле человека с далекого детства. Именно ее пробуждение и активация дают начало, старт ПА.
Стандартное лечение, в том числе медикаментозное лечение совсем не затрагивает основ ПА. Парадоксальность такого лечения в том что:
- При ПА обычно лечат не само состояние, а его ужасные симптомы.
- Бессмысленно лечить ПА в острый период.
- ПА надо лечить в период ремиссии, когда у пациента нет жалоб, но лечением именно в этот период обычно не занимаются ни пациент, ни врач!
Но, если при обычном симптоматическом лечении, которым в основном все занимаются, даже и получается убрать симптомы то:
Пациент доволен, что симптомы поутихли.
Доктор доволен, что ослабил симптоматику.
Паническая атака тоже довольна, что ее оставили в покое и идет отсыпаться, копить силы для новых подвигов.
И, самый главный парадокс: - Если лечение ПА направлено на простое устранение симптомов и не трогает сути заболевания, а именно так чаще всего и происходит, то само такое лечение воспринимается организмом, как угроза! Телу становится «страшно» расставаться с симптомами ПА. И когда они подавляются таблетками или какой-либо психологической техникой, тело воспринимает это как агрессию, запуская через некоторое время в ответ только что «вылеченную» симптоматику с новой силой.
Отсюда и миф, что Панические Атаки плохо лечатся...
Планирую и дальше раскрывать эту тему. Следите за информацией.
Хотите знать больше? Обязательно подписывайтесь, задавайте вопросы и делитесь достоверной информацией.