Чудеса И.Христа
Говоря об учении И.Христа невозможно пройти мимо чудес, которые Он совершал. Слишком все цельно и неразрывно, и многие чудеса являются иллюстрацией Его учения.
При рассмотрении чудес я перед учениками ставлю следующие «проблемные» вопросы: что показало каждое чудо Иисуса Христа, какие Его способности и «свойства» выявило? А затем по итогам этой работы проводится обобщение: какие выводы об Иисусе Христе можно сделать, исходя из Его чудес, какие три основные Его «качества» они обнаруживают?
Давайте и мы с Вами, коллеги, попробуем проанализировать некоторые чудеса Иисуса Христа в этом ключе.
Вот чудо с необыкновенным уловом рыбы, когда всю ночь напролет тщетно ловившие рыбу ученики И.Христа по слову Спасителя забросили сеть и поймали столько рыбы, что сеть стала прорываться, а лодки, переполненные уловом, тонуть (Лк. 5. 1-10).
Что же показало это чудо?
Здесь следует задать алгоритм размышления. Рыба в озере была? Была, раз там ее ловили и прежде. Почему ученики не могли ее поймать ранее? Потому, что она была рассредоточена или находилась в других местах озера. Что сделал Иисус Христос? Повелел ей собраться в том месте, где Симон Петр с товарищами забросили сеть. Отсюда вывод: Иисус Христос управляет живой природой.
Следующее чудо, которое можно рассмотреть в связке с первым – укрощение бури на озере. Когда на Галилейском озере поднялась буря, и лодку со спящим Спасителем и Его учениками стало заливать водой, последние в страхе за жизнь разбудили Иисуса Христа:
«…Наставник! Наставник! Погибаем. Но Он встав запретил ветру и волнению воды; и перестали, и сделалась тишина.
Тогда Он сказал им: где вера ваша? Они же в страхе и удивлении говорили друг другу: кто же это, что и ветрам повелевает и воде, и повинуются Ему?» (Лк. 8. 24-25).
Оставим последний вопрос учеников для итогового обсуждения, а пока ответим: что же показало это чудо?.. Иисусу Христу подвластна и неживая природа.
Закрепляя мысль о подвластности И.Христу всего видимого материального мира, можно привести чудо с умножением хлебов и рыбы, когда Иисус Христос двумя рыбами и пятью хлебами накормил 5 тысяч человек, так что еще осталось двенадцать коробов остатков (Ин. 6. 1-13). Что показало это чудо?
Обострите ситуацию, задав вопрос: откуда взялись «лишние» хлеб и рыба, и мог ли Иисус Христос совершить это чудо, вообще не имея ни одного хлеба и ни одной рыбки?
Я думаю, что в результате дискуссии мы придем к выводу, что рыба и хлеб возникли «из ниоткуда», и Иисусу Христу не составило бы большого труда накормить людей, не имея вовсе хлеба и рыбы. 5 хлебов и 2 рыбы – это не причина и основание чуда, а повод к нему, некое «прикрытие», чтобы чрезмерно не поражать сознание его свидетелей. Кстати, это характерная особенность всех чудес Иисуса Христа, - они никогда не были направлены лишь на внешний поражающий эффект.
После того, как мы убедились в полной подчиненности Иисусу Христу законов материального мира, логично перебросить мостик к миру духовному.
О чем свидетельствуют многочисленные описанные в Евангелии случаи изгнания бесов Иисусом Христом, взять хотя бы хрестоматийным пример с исцелением гадаринского бесноватого и потоплением свиней с вошедшими в них бесами (Лк. 8. 27-39)?
Здесь нужно постараться избежать типичной ошибки учеников, которые вслед за фарисеями могут заявить нечто подобное: «Иисус Христос – повелитель бесов». Это так называемая «фарисейская подмена», когда изгнание бесов приравнивается к согласному управлению ими, а сила, которой это делается, олицетворяется с дьявольским могуществом:
«Фарисеи же, услышавши сие, сказали: Он изгоняет бесов не иначе, как силою веельзевула, князя бесовского» (Мф. 12. 24).
Здесь важно понять логику «самооправдания» Христа:
«…как может кто войти в дом сильного и расхитить вещи его, если прежде не свяжет сильного? и тогда расхитит дом его» (Мф. 12. 29).
«Сильный» - это дьявол, а «вещи» - это его слуги-бесы. Иисус Христос сначала «связывает» «сильного», лишая способности противодействовать Ему, а затем «расхищает» его «вещи» - против воли дьявола и самих бесов изгоняя их из порабощенных ими людей.
Таким образом, какой же вывод будет правильным из всех случаев изгнания Иисусом Христом бесов?
Законы духовного мира так же подвластны Иисусу Христу, как и законы мира материального. Он бесконечно могущественнее всех слуг дьявола – бесов и самого «повелителя тьмы», который бессилен перед Сыном Божиим.
Теперь перейдем к многочисленным описанным в Евангелиях чудесам с исцелениями больных.
Общий вывод, вытекающий из этих чудес: И.Христос способен изгонять болезни и возвращать утраченное здоровье. Причем, Иисус Христос делает это по великому Своему милосердию, «сжаливаясь» над страждущими людьми.
Важные нравственные уроки можно извлечь из евангельских повествований о чудесных исцелениях.
В некоторых случаях Иисус Христос указывает на духовные причины тяжких телесных недугов. Так, исцелив больного, который 38 лет был парализованным и беспомощно лежал в переходе купальни Вифезда, Господь сказал ему:
«…вот, ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже» (Ин. 5. 14).
Тяжкие болезни часто являются результатом греховной жизни. Эту мысль важно усвоить самим и, главное, донести ее до наших учеников. А пример тяжко страдавшего праведного Иова учит нас применять эту истину только к самим себе и не спешить «судить других», как это делали его друзья.
Действительно, духовные причины болезней других людей нам, большим счетом, неизвестны. А вот собственные болезни должны всегда иметь «обратный отсчет», они всегда должны быть побудительным толчком к тому, чтобы обратиться к самому себе и найти причину, по которой Бог может наказывать нас. В таких случаях раскаяние в грехе и обещание «не грешить больше» является необходимым условием выздоровления, чтобы с нами не произошло «чего хуже».
Еще одно «условие» выздоровления выявилось из чуда исцеления кровоточащей. Женщина, двенадцать лет страдавшая кровотечением, по своей вере исцелилась от одного прикосновения к одежде Иисуса Христа. Прислушаемся к словам одобрения, которые сказал ей наш Спаситель:
«…дщерь! вера твоя спасла тебя; иди в мире и будь здорова от болезни твоей (Мк. 5. 34).
Вера в Иисуса Христа, Его всемогущество – есть еще одно условие выздоровления, чтобы мы могли ходить «в мире» и быть свободными от порабощающих нас болезней.
Наконец, мы подходим к кульминационной части повествования о чудесах – воскресения из мертвых.
Вот чудо воскресения единственного сына наинской вдовы (Лк. 7. 11-16) Похоронная процессия, всеобщая скорбь, плачущая мать…
«Увидев ее, Господь сжалился над нею и сказал ей: не плачь» (Лк. 7. 13).
Величайшим милосердием и сочувствием к горю людей, подверженных смерти, веет от этого короткого «не плачь» нашего Спасителя. Еще миг и мертвый будет воскрешен и возвращен своей матери:
«И подошед прикоснулся к одру; несшие остановились; и Он сказал: юноша! тебе говорю, встань.
Мертвый поднявшись сел и стал говорить; и отдал его Иисус матери его» (Лк. 7. 14-15).
А отцу, пораженному вестью о смерти дочери, Господь Иисус сочувственно, но убедительно внушает: «не бойся, только веруй и спасена будет» (Лк. 8. 49), снова подчеркивая спасительную роль веры. И снова чудо перед глазами изумленных и не верящих своему счастью родителей:
«И возвратился дух ее; она тотчас встала; и Он велел дать ей есть» (Лк. 8. 55).
В последних словах Спасителя есть маленький нюанс. Исцелив парализованного от 38-летней болезни, Господь говорит ему: «не греши», а умершей, видимо, от какой-то болезни и воскрешенной девочке велит дать поесть, давая знать о том, что не стоит пренебрегать материальными условиями возникновения болезни и исцеления от нее.
И, наконец, чудо воскрешения «четырехдневного» Лазаря.
Возвращение к жизни уже «смердящего» тела еще раз подчеркивает всемогущество Иисуса Христа, способного обратить вспять «необратимые» законы природы.
Остановимся на внутренних мотивах этого чуда. Иисус Христос, придя к гробу умершего, находится рядом с толпой плачущих иудеев и сестрой Лазаря Марией:
«Иисус, когда увидел ее плачущую и пришедших с нею Иудеев плачущих, Сам восскорбел духом и возмутился,
И сказал: где вы положили его? Говорят Ему: Господи! пойди и посмотри.
Иисус прослезился.
Тогда Иудеи говорили: смотри, как Он любил его!» (Ин. 11. 33-36).
«Как Он любил его!» Здесь выявлен самый глубокий и верный мотив всех чудес Иисуса Христа – любовь. Любовь, которая в этом чуде облеклась в форму человеческой любви к другу, но вытекает из Божественной любви Бога к страждущему человечеству. Это Любовь, которая побеждает смерть! Это Любовь, которая воскрешаем мертвых!
«…Он воззвал громким голосом: Лазарь! Иди вон.
И вышел умерший, обвитый по рукам и ногам погребальными пеленами, и лице его обвязано было платком. Иисус говорит им: развяжите его, пусть идет» (Ин. 11 43-44).
Но все-таки главное чудо, описанное в Евангелии, - это чудо Воскресения Самого Спасителя. Это, поистине, «чудо из чудес», кульминация действия Божественных сил среди законов материальной природы и человеческой истории. Это чудо проявления вечности в ограниченной временем реальности, ибо все предшествующие и последующие воскрешенные Ветхого и Нового Заветов снова умерли, а Иисус Христос как «первенец из умерших» окончательно победил смерть, как поется в пасхальном славословии, «смертию смерть поправ», воскрес, чтобы жить вечно, открыв дорогу к вечной жизни и нам, верующим в Него, людям.
Теперь подведем итог нашему исследованию о чудесах.
Вернемся к вопросу, поставленному нами вначале: какие три основных «качества» Иисуса Христа выявили совершенные им чудеса?
Пусть пройдет небольшая дискуссия, в ходе которой мы придем к следующему выводу:
Иисус Христос –
1) милосердный;
2) всемогущий;
3) любящий.
Но ведь это же есть три важнейших качества Самого Бога: милосердие, всемогущество и любовь…
«И прошел Господь пред лицеем его (Моисея) и возгласил: Господь, Господь, Бог человеколюбивый и милосердный, долготерпеливый и многомилостивый и истинный» (Исх. 34. 6).
Это о милосердии.
«И сказал ему (Иакову) Бог: Я Бог всемогущий…» (Быт. 35. 11);
«Я образую свет и творю тьму, делаю мир и произвожу бедствия; Я, Господь, делаю все это.
Я создал землю и сотворил на ней человека, Я – мои руки распростерли небеса, и всему воинству их дал закон Я» (Ис. 45. 7, 12).
Это о всемогуществе.
«Кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь…
Будем любить Его, потому что Он прежде возлюбил нас» (1 Ин. 4. 8, 19).
А это о любви.
Так, в конце нашего исследования не только чудес, но и всего Нового Завета еще раз подчеркнем, что Иисус Христос, наш Спаситель, открывший нам путь к избавлению от смерти и двери вечной жизни, есть Второе Лицо Пресвятой Троицы, Сын Божий и истинный Бог.
(продолжение следует... здесь)
начало - здесь