В начале марта Wildberries обновила свои правила, ужесточив систему штрафов, которая уже была довольно жесткой, и заставив менеджеров и владельцев ПВЗ выплачивать 100% стоимости подмененных заказов. Но вскоре после этого по всей стране начали закрываться пункты выдачи из-за забастовки. Забастовка продолжалась всего несколько дней - с 14 по 16 число, но Wildberries пошла на уступки, частично отменив штрафы и снизив процент списываемой стоимости товара.
Забастовка стала значимым событием, которое получило широкое освещение в СМИ, от телеграм-каналов до Forbes и РБК. Профсоюз "Курьер", инициативная группа сотрудников Тинькофф, Профсоюз IT, а также несколько левых политических организаций выразили свою поддержку. В то время как рабочие активисты говорили о забастовке среди сотрудников, СМИ сконцентрировались на владельцах пунктов выдачи, которые являются младшими партнерами Wildberries. В бастующих чатах объединились те, кто штрафует и те, кого штрафуют, поскольку корпорация решила оштрафовать всех. Участники протеста считали себя угнетенными и угнетаемыми.
Что же принесла забастовка?
И так, Wildberries - это интернет-магазин, который был основан Татьяной Бакальчук в 2004 году, используя средства, которые были накоплены ее мужем в 1990-е годы. Сначала это был обычный интернет-магазин одежды, но в 2010 году он перестроился в модель агрегатора-маркетплейса. Это означает, что компания не обязана продавать свои собственные товары, а вместо этого она обрабатывает заказы покупателей и принимает товары от продавцов на отправку покупателям. Wildberries является платформой, которая получает процент от каждой продажи за использование ее услуг.
Из-за сетевого эффекта, при котором чем больше продавцов на платформе, тем больше покупателей, а чем больше покупателей, тем больше продавцов, Wildberries стала одной из наиболее склонных к монополизации платформенных моделей бизнеса. В 2020 году, во время ковидного бума онлайн-торговли, Wildberries начала активное расширение своей сети с целью захватить недоступные для других рынки, включая отдаленные регионы и небольшие города с высокой стоимостью доставки. Компания также начала продавать франшизы и предлагать партнерство, чтобы быстрее расширяться. В результате, количество пунктов выдачи заказов выросло с менее чем 2000 в начале 2021 года до 28 000 в 2023 году, половина из которых являются партнерскими.
История трудовых отношений в логистических центрах и складских комплексах, которые являются важной частью логистической сети, показывает, что сначала работники заключали трудовые договоры, но затем их начали заменять договорами гражданско-правового характера (ГПХ). По договорам ГПХ сотрудник рассматривается не как наемный работник, а как независимый подрядчик, что позволяет работодателю обойти Трудовой кодекс, вводить ненормированный рабочий день, отказывать в больничных и вводить штрафы вплоть до полного обнуления заработка. Обычно люди, работающие по ГПХ, не задерживаются на работе надолго.
Некоторые могут задаться вопросом, зачем работодателю заключать трудовые договоры, если договоры ГПХ являются более выгодными. Однако для начала работы предприятия необходим устойчивый коллектив, который может сложиться только при работе по трудовым договорам. Когда процессы уже налажены, договоры ГПХ становятся более выгодными, так как способствуют "текучке кадров".
Эта схема с переходом с трудовых договоров на договоры ГПХ характерна для компании Wildberries в целом. Начиная с сентября 2021 года, на пунктах выдачи заказов с новыми менеджерами перестали заключать трудовые договоры. Сегодня около 70% сотрудников Wildberries работает по договорам ГПХ.
Экономия на работниках стала необходимой для компаний, которые стремятся расширяться и получать сверхприбыль. Однако это происходит не из-за прихотей руководства, а из-за жесткой конкурентной борьбы на рынке.
Было ли такое раньше ?
Wildberries уже сталкивалась с протестами и забастовками, по словам Антона Антонова, активиста "Правды для работников". Забастовки, как правило, происходят на отдельных пунктах доставки и складах раз в несколько месяцев и настолько регулярны, что региональные менеджеры знают, как их подавить. Организация "Правда для работников" была создана в конце 2020 года после одной из таких акций протеста. В следующем году новая волна недовольства привела к тому, что петицию с угрозой массовой забастовки подписали 8 000 сотрудников и более 30 000 сочувствующих. Тогда компания пошла на уступки.
Однако на этот раз руководство "Вайлдберриз" решило справиться с ситуацией по-другому. Чтобы объяснить ситуацию заинтересованным владельцам пунктов выдачи и менеджерам, компания провела корпоративную конференцию, на которой региональный менеджер Юлия Кукота заявила, что внутреннее расследование показало, что в 98% случаев именно менеджеры были ответственны за замены.
В этот раз протест аккумулировался вокруг трех разных центров. Первый — это созданный менеджером из читы Сергеем Липовцевым чат «MEGA Бунт» для проведения созвона недовольных. В «MEGA Бунте» собрались и менеджеры, и владельцы ПВЗ. Второй — это «ПРОWСОЮЗ», в котором обсуждаются проблемы преимущественно владельцев ПВЗ. И, наконец, третий — это упомянутый канал «Правда сотрудников Вайлдберриз» и связанные с ним телеграм-чаты.
Несогласные сотрудники и владельцы пунктов выдачи заказов (ПВЗ) компании Wildberries начали протестовать стихийно. 10 марта они провели конференцию в «MEGA Бунте», где обсуждались проблемы с штрафами и возможные способы борьбы с ними, включая жалобы и забастовки. Однако владельцам ПВЗ этого было недостаточно, они по-прежнему рассматривали себя как равноправных, но уязвленных партнеров Wildberries.
Идея личной встречи с руководством компании привела к попытке «штурма» офиса Wildberries. Около 50 человек явились на первый «штурм» 14 марта, но на следующий день пришли только пять. Вместо диалога пункты ПВЗ были просто отключены от системы. Однако протесты получили широкую огласку в СМИ и привлекли внимание органов власти. 16 марта Wildberries пошли на уступки и снизили процент штрафов по браку с 100% до 40%, а также обещали аннулировать несправедливые штрафы. 13 апреля компания изменила правила и смягчила систему штрафов только для партнерских ПВЗ, в то время как работники на собственных ПВЗ Wildberries остались в прежних условиях. Таким образом, ситуация остается в подвешенном состоянии.
Поможет ли государство?
С самого начала забастовки власти обратили внимание на ситуацию. 14 марта, когда начали закрываться пункты выдачи заказов, Генеральная прокуратура поручила проверить Wildberries на нарушение трудовых прав. Также инициативные депутаты из Государственной думы пригласили стороны конфликта к столу переговоров, а трудовая инспекция начала проверки в нескольких регионах. Многие менеджеры и владельцы ПВЗ восприняли перспективу обсудить проблему на высшем уровне с энтузиазмом, но на встречу 17 марта бастующих сотрудников не пустили. Депутаты "Справедливой России - За Правду" решили, что с партнерами Wildberries следует говорить в первую очередь. В здании Думы обсуждались вопросы, связанные с конфликтом.
Госдума является органом законодательной власти и не относится к судебной или исполнительной власти. Встреча, которая состоялась за закрытыми дверями, не была разбирательством по поводу нарушений, а скорее предложением усовершенствовать законодательство, чтобы предотвратить повторение подобных ситуаций в будущем. Чат «ПРОWСОЮЗ» собрал деньги на оплату услуг юристки, которая должна была помочь сформулировать законопроект, но точная судьба этих денег неизвестна.
Однако, согласно коллективу «Правды», обсуждения законодательства бесполезны для сотрудников Wildberries, так как корень проблемы заключается в том, что компания не соблюдает уже существующие законы. Встреча в Госдуме, которая состоялась 17 марта, могла стать последней каплей, разделившей «Правду сотрудников» и другие центры протеста.
Забастовка Wildberries похожа на протесты курьеров, которые мы наблюдали последние несколько лет. Сотрудники использовали те же тактики, включая организацию через чаты, массовые выходы к офису, судебные тяжбы, забастовки и попытки лоббирования через Госдуму. Несмотря на это, настоящий Профсоюз «Курьер» никогда не пытался решить проблемы через переговоры с депутатами, в отличие от профсоюза-спойлера «Рабочий союз курьеров», который пытался протолкнуть через КПРФ изменения в законодательстве в пользу работников.
Скорее всего, это окончательно закроет возможность оспорить свои договоры ГПХ как нарушающих трудовое законодательство. И любые попытки привлечь государственную машину на свою сторону станут бесплодными — с ее точки зрения все будет законно.
В итоге данный вопрос поднял тему, которая должна получить развитие в дальнейшем, однако неясно, как смогут влиять в будущем на такие ситуации подобные профсоюзы.