А давайте немного "поюлим"? Прошу прощения за каламбур, но он так и просится на ум - ведь и на самом деле, сегодня путешествовать мы станем не по прямому маршруту автодороги ЮЛА, а по разным местам, мимо которых в разной степени удаленности проходит эта строящаяся в Подмосковье трасса.
В ходе поиска материала для статей об интересных и необычных подмосковных местечках, я часто наталкиваюсь на любопытную информацию. Но использовать ее по разным причинам не спешу - то "не ложится лыко в строку", а иногда просто не хватает места. Здоровенные статьи-"кирпичи" мало кому интересно читать, даже если они наполнены самыми необычными фактами. Приходится "кирпичи" пилить на "кусочки". Вот из таких "кусочков"-историй я и буду время от времени собирать небольшие рассказы.
История первая: про "Зенину ферму" и психдиспансер
В 1970 году на территории жилой зоны бывшей усадьбы Зенино в городском округе Люберцы открылся психоневрологический диспансер. Спустя 40 лет от былого великолепия усадьбы почти ничего не осталось - скорбный облик, присущий всем советским (да и российским) заведениям подобного рода, приобрели все оставшиеся в "живых" помещения. А ведь когда-то, в 1827 году, все так хорошо начиналось...
Строго говоря, усадьба здесь была и до 19 века - просто называлась она по другому: Карнеево. Но новые владельцы генерал Николай Андриянович Дивов и его жена Зинаида Сергеевна решили усадьбу полностью переустроить. И название новое дали в честь прекрасной генеральши - "Зенина ферма". Генеральша была совсем юной - в тот год ей исполнилось всего 16 лет, поэтому муж её затеям всячески потакал и, несомненно, денег на них не жалел.
А денег требовалось немало: на левом берегу реки Пехорки, которая текла через имение, был построен господский дом, напротив него - два острова, соединенных мостом. По всей территории усадьбы было проложено шоссе из бутового камня, а в пяти кирпичных теплицах выращивался виноград, персики и экзотические фрукты - ананасы. Даже коз и овец для фермы покупали за границей, оттуда же выписали специалистов для ухода за ценными породами скота.
Заботы о Зенино - так вскоре и стали называть усадьбу, занимали Зинаиду Сергеевну ещё долго: вплоть до 1860 года, когда она продала имение своим арендаторам, и навсегда покинула эти края. Вместе с хозяйкой, давшей новое имя (и новую жизнь) старой усадьбе, ее, похоже, покинула и удача. Начиная с 1866 года усадьба часто меняет владельцев, которые то пытаются её возродить (как Иван Шаховской), то устаивают на прилегающей к ней территории поля орошения (как Управление городской канализации).
К 1917 году, когда в усадьбе разместились солдатские казармы и военный госпиталь, от былого великолепия "Зениной фермы" осталось не так уж много. Начиная со середины прошлого века здесь размещался целый ряд учреждений: пионерский лагерь, дом ветеранов и инвалидов, и в конце концов - психдиспансер. Здания главного дома и флигеля разрушались, усадебный парк дичал и разрастался в маленький лес. И сгинуть бы Зенино насовсем, но в 2014 году усадьбу решили реставрировать. Работы ведутся до сих пор, так что не исключено, что эта печальная история когда-нибудь увенчается хэппи-эндом.
История вторая: про "Ваньку-разбойника" и два храма
Наверное, все помнят жуликоватого, но обаятельного Жоржа Милославского из комедии Гайдая "Иван Васильевич меняет профессию". Один из диалогов в этом фильме связан с историей подмосковной усадьбы Петровское близ города Лыткарино. И вот каким образом.
Помните, дьяк Феофан, узнав фамилию "князя" Милославского, удивляется, что он жив: "Да ведь казнили тебя намедни!"? На что Жорж немедленно находит оправдание:
- Огo, пoвешеннoгo-тo, как звали?
- Ванька-разбoйник.
- Ага. А я наoбoрoт, Жoрж. Тoт бандит прoстo мoй oднoфамилец.
Однофамилец-бандит, о котором идёт речь - скорее всего, один из опальных представителей рода Милославских, среди которых, кстати, был и Юрий (Жорж), а также Фёдор, Василий и Матвей Милославские. За что они заслужили столь нелестную характеристику и печальную участь быть казненными по приказу царя, доподлинно неизвестно. Но во времена Ивана Грозного для того, чтобы впасть в немилость, много поводов не нужно было.
А вот у потомка "Ваньки-разбойника" боярина и воеводы Ивана Михайловича Милославского была масса поводов впасть в немилость при молодом Петре - будущем Петре Великом. Ведь именно он, Иван Михайлович, с 1682 года, после смерти царя Федора Алексеевича, раззадоривал и подстрекал стрельцов к бунту. И всячески содействовал тому, чтобы у власти оставалась благоволившая к нему царевна Софья - регентша при младших братьях Петре и Иване.
Примерно в те же годы богатому и влиятельному Милославскому досталось очередное угодье - приселок дворцового села Остров под названием Петровское. Иван Михайлович, как рачительный хозяин, имевший к тому времени земельные угодья по всей стране, заложил в Петровском каменный шатровый храм святых апостолов Петра и Павла. Но достроить его уже не успел, скончавшись в 1685 году - всего за несколько лет до того, как молодой царь Петр окончательно окреп во власти и начал вовсю казнить и миловать своих врагов и друзей. Словом, потомку Ваньки-разбойника ещё повезло - вовремя "ушел со сцены".
А тем временем, усадьба Петровское разрасталась неспешно - при новых владельцах, принадлежавших к именитому дворянскому роду Нарышкиных, народу в селе прибавилось не так уж много (за сотню лет из 8 дворов постепенно выросло 16). Почти сто лет усадьба с вотчинами, пашнями, господским деревянным домом и садом переходила из рук в руки - всегда в пределах одной семьи, но, судя по всему, крепкого хозяина для нее не нашлось.
В 1789 году усадьбу Петровское приобрел представитель еще одной знаменитой фамилии - горнозаводчик Александр Григорьевич Демидов. Статскому советнику Демидову пришлась не по вкусу выстроенная Милославским церковь. И он построил другой каменный храм Петра и Павла в Петровском, а старый "переосвятили" в честь Николая Мирликийского - того самого Николая Чудотворца. Трудно поверить, но эта самая Никольская церковь, заложенная мятежным Милославским еще при Петре I, стоит до наших дней - не разрушили ее до конца ни люди, ни время, хоть и очень уж старались. Стоит и храм Петра и Павла, построенный Демидовыми.
Сама же усадьба Петровское сохранилась гораздо хуже - не все ее строения, возведенные следующими владельцами (а их было немало), пережили тревоги революции. А те что пережили, серьезно пострадали от пожара в 30-х годах прошлого века. Сейчас ведется реставрация усадьбы и Никольского храма, а Петропавловский, восстановленный по инициативе верующих, действует и его можно посетить.
История третья: про дом с донжоном
Донжон - это такая башня в феодальном замке. В донжоне ("господской башне") надлежало не жить, а наблюдать за врагами, осаждающими крепость. Или за крестьянами, которые возделывают окрестные поля. В разных странах донжоны были разной формы, но вот в Великобритании предпочитали почему-то четырехугольные. Именно так, например, выглядит Белая башня лондонского Тауэра.
В России мода на "все английское" появилась в годы бурного развития промышленности. В английском стиле любили одеваться и строить дома, на английский манер называли детей, нанимали им английских нянь и гувернеров. Частенько этим "грешили" новые русские капиталисты - владельцы заводов и фабрик. Помните, я рассказывала про "маленькую Англию" в Егорьевске? Там в английском стиле была выстроена целая ткацкая фабрика. Не миновала эта "англофилия" и подмосковное Видное.
В 1881 году почетный гражданин города Бронницы купец Иван Алексеевич Кононов приобрел по случаю усадебку Тимохово. И решил эту усадьбу полностью обновить. Деньги были: купец-миллионщик владел не только домами в обеих столицах, но и доходным бизнесом - стекольным заводом в Вятской губернии, а также пивоваренным заводом в Пензе.
Сказано - сделано. На месте типичной дворянской усадьбы, принадлежавшей когда-то представительнице княжеского рода Ромодановских, появился новый главный дом и флигели в псевдо-готическом стиле. Вокруг них раскинулся парадный двор, а над главным входом гордо вознесся донжон. С него, вероятно, купец Кононов обозревал окрестности - парк с беседками, пруд с островом и прочие усадебные нововведения.
Своей "английской" игрушкой купец наигрался вдоволь, поскольку владел ей почти 20 лет. В 1900 году Тимохово при неизвестных мне обстоятельствах перешло к купцу Салазкину и его супруге, у которых усадьбу и отняли в пользу государства пришедшие к власти большевики. А дальше - очень знакомая история: клуб, ДОСААФ, пионерский лагерь... До психушки и полной разрухи, как в Зенино, дело не дошло - в 2002 году усадьбу взяло под охрану государство.
А потом случился тот самый хэппи энд, которого так не хватает первой истории: нашелся современный "купец", который восстановил дом с донжоном и флигели, привел в порядок парк и хозпостройки, открыл на территории усадьбы рестораны и СПА-отель. Можно сказать, здесь время повернуло вспять, но с новым - современным и более цивилизованным акцентом. А совсем скоро неподалеку пройдет новая автомобильная трасса ЮЛА и вместе с ней в Тимохово-Салазкино появится много новых гостей. Это ли не повод порадоваться - и за них, и за новых владельцев, и за усадьбу, в которую снова вернулась жизнь.
Вам понравился мой рассказ? Тогда ставьте лайк и подписывайтесь - впереди ещё много интересного!