Кажется, что сейчас любая информация в свободном доступе и найти что-то про музыкальные инструменты не составляет никакого труда. Но иногда путаница начинается с названия инструмента. Знакомы ли вы со струнным инструментом под названием гудок?
Смык появился у восточных славян ещё в XI веке. Выглядел он как дальний родственник альта или виолончели. Корпус инструмента выдалбливался из цельного куска дерева и имел сравнительно небольшие размеры (около 20-30 см). У него были три струны, настроенные по квинтам. Нередко можно встретить информацию, что играли даже на одной струне.
Во время игры его держали в вертикальном положении, упирая в колени. Для извлечения звука использовался смычок, похожий на лук. Интересно, что грифа, как у скрипки, этот инструмент не имел. Как и многие другие народные инструменты, на которых играли скоморохи, он сопровождал пение или пляски. Звук был скрипучим и гнусавым. Существовали даже разновидности: высокие, средние и низкие. Это даёт основание полагать, что музыканты играли ансамблями, а значит кроме наигрышей были и виртуозные произведения.
Откуда же взялось название «гудок»? Объяснение этому довольно простое. В Древней Руси игру на струнных инструментах называли гудением (на духовых, например, сопением), так, скорее всего, смык превратился в гудок. В сербской культуре есть близкий по виду инструмент с названием «гусле» (Ничего не напоминает?).
В XVII веке в период царствования Алексея Михайловича государственная политика во многом была направлена на поддержание благочестия и религиозности. Музыкальные инструменты, как символы языческой культуры и излишней распущенности, порой массово уничтожались. Их ломали и сжигали.
Популярность гудка естественным образом упала. Однако, мы можем встретить упоминания гудка на гравюрах того времени и даже в воспоминаниях о коронации Екатерины II. Примерно тогда же он обзавёлся грифом.
Ещё в начале 80‑х годов XIX века петербургский музыкант Василий Андреев занялся экспериментами по усовершенствованию народных инструментов. Сейчас мы знаем его как создателя первого Великорусского оркестра. Тогда в его состав входили балалайки, домры и гусли. Но Андреев планировал «восстановить все инструменты, на которых играл народ государства Московского, то есть средней полосы России».
В 1900‑х годах коллега Василия Андреева Николай Фомин, российский и советский композитор, даже создал квартет гудков различных размеров. В него входили гудочек, гудок, гудило и гудище. Выступления квартета успеха не имели и, видимо, уступали в звучании аналогичному скрипичному квартету.
В прошлом веке исследования музыкальных инструментов в целом и гудка в частности в первую очередь связаны с именем новгородца Владимира Ивановича Поветкина. С 1975 года он реставрировал и реконструировал музыкальные инструменты, опираясь на археологические находки Великого Новгорода. Владимир Поветкин разработал собственную методику восстановления музыкальных инструментов по археологическим образцам. Среди его работ также был гудок.