Власти делают всё для того, чтобы Россия как единое пространство для жизни людей перестала существовать. В первую очередь — в плане транспортной доступности: чиновники поднимают цены на авиабилеты, которые и так уже за гранью добра и зла.
Будет уменьшено и число авиарейсов. Самолётов типа не хватает, а возобновлять производство советских моделей у властей предержащих почему-то нет желания.
- «У нас в этом году пока не одобрено выделение субсидий по аналогии с 2022 годом: как вы помните, это было 100 млрд рублей. В связи с этим мы ожидаем, возможно, будет рост стоимости перевозок примерно от 15% до 30%. Соответственно будет уменьшение количества рейсов», — заявил замглавы Минтранса РФ Игорь Чалик.
В переводе с чиновничьего на русский: рост цен составит свыше 30%, вероятней всего 50% или даже более того. А чтобы жизнь не казалась малиной, ещё и рейсы сократим. Ибо нечего. Разлетались тут…
Деньги есть, только тратятся они как-то неправильно. Например, на реализацию нацпроекта «Культура» из федерального бюджета на 2023 год выделено почти 55 млрд рублей (в 2022-м — 43 млрд рублей). На поддержку шутов, скоморохов и прочих певунов. Впрочем, до них дойдёт в лучшем случае десятая часть означенной суммы, хотя бы это радует. Всё остальное «освоят».
На финансирование нацпроекта «Цифровая экономика» потратят 129,3 млрд. рублей. То есть, надо полагать, на то, чтобы наши персональные данные стали доступнее для жуликов, террористов и прочих диверсантов. Просто замечательно!
Собственно, означенных сумм хватило бы на поддержку авиационной отрасли по сценарию 2022 года. Который оптимальным назвать было очень сложно, большая часть суммы ушла в никуда. То есть известно куда… Но хотя бы так, это лучше, чем никак.
- «Региональные перевозчики продолжат неизбежно умирать, многие компании начнут уходить с рынка, как это уже было. Нельзя исключать, что через несколько лет мы придем к наличию на рынке только одной крупной авиакомпании. К слову, „Аэрофлот“ сейчас наиболее устойчив», — прогнозировал ещё в 2017 году генеральный директор консалтинговой компании «Инфомост» Борис Рыбак.
Несколько лет прошли, и прогноз сбылся. Пока ещё кто-то немножко летает, но, как говорится в известном анекдоте, нызэнько-нызэнько. По сути, всё вернулось туда, с чего начиналось более 30 лет назад. А именно к перспективам одной национальной авиакомпании. К госкомпании.
Как обозначено на сайте перевозчика, «Крупнейшим держателем пакета акций ПАО „Аэрофлот“ является Российская Федерация, в собственности которой находится 73,77% от общего количества обыкновенных акций Компании».
Плюс «дочки» того же самого «Аэрофлота» — «Россия» и «Победа». Все вместе они покрывают рынок, как бык овцу. S7 и «ЮТэйр», конечно, отнюдь не карлики, однако временами почему-то появляются слухи о том, что госкомпания намерена поглотить конкурентов с согласия их владельцев. Слухи, конечно, опровергаются, но как-то вяло. Судя по всему, вопрос исключительно в его цене.
События прошлого года: проблемы с запчастями и запрет на международные рейсы — неизбежно приведут к ускорению процесса консолидации. Ибо пока бизнес хоть что-то стоит, а будущее туманно, от данного актива разумно избавиться. Пока не поздно. Достаточно вспомнить историю с «Трансаэро»…
- «Банкротство на рынке — нормальное явление. Но более нормальное явление — консолидация. Это путь, который мы предлагали длительное время, хорошо, что на Дальнем Востоке она состоялась. Другого пути нет, особенно в сегментах регионального, местного авиасообщения.
- Консолидация однородных и специализирующихся на одном сегменте компаний — это более устойчиво и жизнеспособно», — считает гендиректор авиакомпании «Аврора» Константин Сухоребрик.
«Аврора» тогда поглотила пять региональных авиакомпаний, которые влачили жалкое существование. Пока о дальнейших шагах в этом направлении ничего не слышно, но всё, как обычно, случается внезапно. А кандидаты на присоединение к группе «Аэрофлота» есть.
В Советском Союзе парк самолётов был на 100% свой — аж 14 тысяч бортов по состоянию на 1990 год (сейчас на всю Россию — менее 1300 бортов, 90% импортные). «Аэрофлот» летал по всему миру, попутно рекламируя нашу технику. Её покупали. В настоящее время все авиазаводы разрушены, часть из них уже не подлежит восстановлению, кадры утеряны, технологии тоже.
- «В начале 90-х Егор Гайдар, будучи премьер-министром, говорил, как быть с нашим авиапромом. Он сказал, что отечественное авиастроение — очень дорогое удовольствие, которое требует много денег, интеллекта, людей, заводов. Поэтому, мол, я договорился с Boeing, и он предоставит нам всю авиационную технику в любом количестве на выгодных условиях.
- Услышав это, я чуть со стула не упал! Он чьей страны премьер-министр? Это же реальное предательство! И оно свершилось», — говорит заслуженный летчик, бывший заместитель министра гражданской авиации СССР Олег Смирнов.
За 23 года «вставания с колен» добили то, что не успела уничтожить банда приватизаторов. Посему все слова чиновников о том, что правда-правда и скоро-скоро будут построены сотни самолётов, не подкреплены никакими фактами. И даже если двигатели появятся, а то самое «композитное крыло» таки доделают, то российскую авионику взять просто негде. Электронная промышленность убита на корню, по ней прошлись ковровой бомбардировкой — не осталось ничего. А без авионики самолёты не летают.
То есть налицо очередные заведомо неосуществимые планы. Как это было с Sukhoi SuperJet. Пока Валентина Матвиенко со всей своей питерской прямотой не рубанула: «кому он нужен?!», все продолжали хвалить эту «сборную солянку». Хотя специалисты с самого начала проекта именно об этом и говорили. Но их никто не слушал.
Сейчас все повторяется. В случае с Sukhoi SuperJet никто не пострадал, и нынче персональной ответственности за текущие проекты в авиапроме тоже нет. Персональной — это шкурной. Когда провал грозит означенным в документах лицам если не расстрельной стенкой, то уж точно пожизненным заключением. Очень стимулирует к созидательной деятельности и начисто пресекает позывы к воровству. Проверено на практике, причём по всему миру.
Совершенно очевидно, что в обозримой перспективе отечественных самолётов не будет. Единственный вариант решения проблемы — возобновить выпуск советских моделей. В том числе турбовинтовых. Это, увы, непросто, но уже более-менее реально. Однако наши чиновники бредят какими-то высокими технологиями, что у большинства народа, знакомого с ситуацией в нашей экономике, вызывает только одну мысль: замаскированное вредительство.
Плюс можно оперативно ввести в строй те простаивающие советские борта, которые не успели порезать на металл. Таковые пока ещё есть, но и этим почему-то никто не заморачивается.
Однако в целом в отрасли есть и более концептуальная проблема, про которую наши чиновники молчат. Итак, «Аэрофлот» и все его дочки — госкомпании. То есть должны выполнять государственные цели. Главная цель — обеспечение транспортной доступности для граждан РФ по всей нашей бескрайней стране. О какой-то прибыли тут говорить как-то даже странно. И о дивидендах тоже.
- 25% акций компаний находятся как бы в свободном обращении, хотя известно, что ими владеют крупные западные финансовые структуры. Вражеские структуры! Из тех самых стран, которые «заблокировали» (украли) собственность РФ. В этой связи было бы логично произвести «зеркальное» действие, а именно «заблокировать» акции иностранных совладельцев «Аэрофлота». До лучших времён. Которые никогда не настанут… И ввести в компании внешнее управление, с недорогими «казёнными» ценами на авиабилеты. Как несложно догадаться, в стране тотчас останется всего одна авиакомпания.
Зато цены на билеты будут стабильными, а люди смогут летать. И бюджетных денег будет потрачено значительно меньше. Но вот незадача — всех проблем это не решит. За примером далеко ходить не надо: РЖД вроде как 100-процентная госкомпания, а цены на билеты растут совершенно безбожным образом. Так что проблема системная — русскому народу нужно возвращать контроль над своей страной в народные же руки.