ГЛАВА ПЕРВАЯ
Великие мудрецы приблизились к Ману, сидящему в умиротворении, и оказав ему должное почтение, обратились к нему со следующими словами:
«О просветленный! Мы желаем услышать от тебя священные законы для всех людей во всех укладах жизни, для всех варн и ашрамов.
О господин! Тебе одному известны цель, обряды, знание о душе и непостижимом Верховном Боге, по чьей воле вершится все в этом мире».
Тот, чье могущество неизмеримо, выслушав высокочтимых мудрецов, с почтением ответил им: «Слушайте!
С незапамятных времен эта вселенная была покрыта тьмой, непостижимая, невидимая, погруженная в глубокий сон.
Затем Свайямбху, Верховный Кришна в форме (Каранадакашайи Вишну), незримый для глаз, проявил вселенную, состоящую из двадцати четырех элементов, рассеяв мглу, царящую вокруг.
Этот самосветящийся Высший Брахман, в котором покоятся все живые существа, находится вне восприятия грубых чувств и имеет тонкую, вечную и труднопостижимую природу.
Желая произвести различные виды живых существ из собственного тела, Шри Кришна вначале создал воды (океан Карана), поместив в них свое семя.
Это семя стало золотым яйцом, в сиянии равным Солнцу. В этом яйце Он проявился как Брахман (Гарбходакашайи Вишну) Прародитель всех живых существ.
Воды называются "нарах". Как воды изошли из Нараяны, так изначально из Нараяны изошли все живые существа, которые принимают в Нем прибежище "айана". Поэтому Всевышнего именуют Нараяна.
Из Шри Нараяны, который является изначальным, вечным и непостижимым, был проявлен известный всему миру Брахман (Гарбходакашайи Вишну).
Эта Божественная Личность находилась в этом яйце в течение года, затем Он стал размышлять: «Хорошо бы разделить его на две половины». и яйцо было разделено на две половины.
Из этих двух половин он создал небеса (сва) и землю (бхур), между ними среднюю сферу (бхува), восемь частей света — и вечную обитель воды — океан Гарбходака.
Затем был проявлен ум (манас), эго (аханкара) и сознание (читта), над которыми господствует душа. Также проявились три гуны материальной природы и пять органов чувств.
Благодаря комбинации эго, ума, чувств, трех гун и пяти материальных элементов Он создал все виды живых существ. Из шести главных составляющих, как говорят мудрецы, было создано тело.
Таким образом, были проявлены пять материальных элементов, бессмертный ум, являющийся причиной всех творений, вместе с ним — скрытые желания и ложное эго. Все это произвел Бхогаван.
Из частей этих семи главных принципов, принципов махат, эго и пяти танматр возникла вселенная, из вечного изошло бренное.
Каждый последующий элемент принимал качества предыдущего, занимая свое место и место другого.
Затем Шри Хари дал каждому сотворенному существу имя, род деятельности и условия жизни согласно предписаниям Вед.
Затем Он сотворил вечное жертвоприношение, садхьев и полубогов, поддерживающих жизнь вселенной.
Из огня, ветра и солнца Брахма проявил три Веды: Риг-, Сама- и Яджур- веду, которые были созданы для вечного жертвоприношения.
Затем Он создал время, шкалу времени, звезды, планеты, реки, океаны, моря, горы, плоскогорья и равнины.
Также Всеблагой сотворил аскезы, речь, наслаждения, желание и гнев. Далее Он произвел двойственность или противоположности, такие как достоинства и недостатки, жара и холод, боль и удовольствия.
Таким образом, тонкие и грубые элементы вступили во взаимосвязь, гармонично действуя во вселенной, естественным образом развиваясь и приумножаясь.
Какими бы качествами ни наделял Бог сотворенных существ: мягкостью или жестокостью, любовью или ненавистью, добродетелями или грехом, — эти качества естественно и спонтанно были приняты ими.
Как сезону года присущи определенные признаки погоды, так и деятельность воплощенных живых существ была дана каждому в соответствии с его качествами.
Затем Шри Кришна для процветания мира создал брахманов, кшатриев, вайшьев и шудр, которые изошли из Его уст, рук, бедер и стоп.
Вслед за этим из двух частей Его тела вышли мужчина и женщина, которые произвели на свет Вирагу.
О лучшие среди дваждырожденных, этот Вирага стал практиковать аскезы, чтобы обрести силу для творения.
Затем я для увеличения потомства принялся совершать трудновыполнимые аскезы, и вследствие моих аскез появились на свет десять великих мудрецов: Маричи, Атри, Ангира, Пуластья, Пулаха, Крату, Прачеты, Васиштха, Бхригу и Нарада.
От этих мудрецов произошли семь Ману, могущественные полубоги и великие мудрецы, обладающие неизмеримой духовной силой.
Далее были сотворены якши, ракшасы, пишачи, гандхарвы, апсары, асуры, наги (змеи), птицы (такие как Гаруда) и предки.
Гроза, молния, туча, различные цвета радуги, падающие метеориты, сверхъестественные звуки, кометы и множество других светящихся тел.
Киннары, обезьяны, рыбы, птицы разных видов, крупнорогатый скот, олени, люди и плотоядные животные с двумяд рядами зубов.
Способные летать насекомые; черви, паразиты, все виды жалящих и кусающих насекомых и различные виды неподвижных существ, такие как деревья и т. д.
Таким образом, благодаря аскезам этих великих личностей все это творение было наполнено движущимися и неподвижными живыми существами.
А сейчас я опишу вам деятельность и природу каждого из этих сотворенных существ.
Рогатый скот, олени, плотоядные животные с двумя рядами зубов, ракшасы, пишачи и люди были рождены из утробы.
Птицы, змеи, крокодилы, рыбы, черепахи, как земные, так и водные существа, — вышли на свет из яйца.
Обладающие даром полета насекомые, а также черви, паразиты, все виды жалящих и кусающих насекомых, — рождаются в местах, наполненных влагой.
Все растения и деревья размножаются благодаря семени и побегам; однолетние растения, приносящие множество цветов и плодов, погибают после окончательного созревания.
Те деревья, которые плодоносят без цветов, называются ванаспати, а деревья, рождающие плоды и цветы, именуются врикша.
Существуют различные виды растений и кустарников, и разнообразные виды трав и вьющихся растений, некоторые из них берут начало из семени и побегов.
Все эти неподвижные существа, растения и деревья, вследствие своей прошлой деятельности погруженные в невежество, — наделены сознанием и восприятием боли и удовольствий.
Таким образом я описал всех сотворенных живых существ, с незапамятных времен пребывающих в океане рождения и смерти, начиная с Брахмы и кончая незначительным насекомым.
Итак, создав вселенную и произведя на свет всех живых существ, в том числе и меня, этот Брахман, чье могущество непостижимо, каждую эпоху уходит в непроявленное состояние.
Когда Он пробуждается, вместе с Ним пробуждается вся вселенная, когда Он входит в состояние сна, вселенная также погружается в сон.
Но когда Он находится в состоянии покоя, воплощенные существа, которые по природе всегда активны, прекращают свою деятельность, а их умы становятся инертными.
Когда все существа входят в тело этой Великой Души, тогда Он прекращает всякую деятельность и счастливо засыпает.
Индивидуальная душа, находясь во тьме, долгое время пребывает в бессознательном состоянии, связанная с органами восприятия.
Через некоторое время душа входит в семя подвижного или неподвижного живого существа и обретает грубое тело.
Нараяна благодаря периодическому погружению в сон и пробуждению заставляет всех живых существ входить то в проявленное, то в непроявленное состояние.
Итак, вначале творения Говинда даровал мне знание шастр, а я в свою очередь передал это знание Маричи и другим мудрецам.