Это было лет 25 тому назад. Мой однокашник и наш профессор Леонид Петрович Лебедев уехал преподавать в один из университетов Колумбии. Уезжая, он договорился со мной и заведующим кафедрой, что продолжит руководить своим российским аспирантом. Ни Скайпа ,ни Ватсаппа еще не суще-ствовало, но электронная почта уже была. Руководство проходило успешно в режиме обмена электронными письмами.
Очередной отчет аспиранта начинался предложением: «Мой научный руководитель – профессор Колумбийского университета». Я пригласил аспиранта и сказал, что отчет нужно переписать, поскольку в нем первое предложение неверно. Аспирант удивился: «Неужели я ошибся, но я точно знаю, что Леонид Петрович уехал в Колумбию преподавать в университете». «Да, это так» – согласился я «но он не преподает в Колумбийском университете, а преподает в одном из университетов Колумбии».
Аспирант, посмотрел на меня странным взглядом – чудит декан:
«Яков Михайлович, ну какая разница - Колумбийский университет или университет Колумбии».
Пришлось объяснить, что Колумбийский университет – один из ведущих университетов мира (Columbia University) не в Колумбии, а в Нью-Йорке, и не знать этого аспиранту нашего факультета не вполне прилично.
Колумбийский университет и университет в Колумбии это, как говорят в Ростове, две большие разницы.
P.S. Название и репутация тесно связаны между собой и очень важны. Репутация нарабатывается в течение многих десятков, а порой и сотен лет. За ней стоят поколения преподавателей и выпускников. Она привязана к названию. Смена названия не пустая формальность – меняя имя, учебное заведение скатывается «под горку». Всё нужно начинать сызнова, нарабатывая репутацию заново.
Мы забыли об этом, увлекшись игрой в переименование институтов в университеты. Куда делся известный на всю страну НПИ (Новочеркасский политехнический Институт), как объяснить широкому кругу, знавших это имя и его репутацию, что Южно-Российский государственный политехнический университет им. М. И. Платова этот прежний НПИ и что он по-прежнему находится в Новочеркасске.
Когда мы слышим МГУ, мы думаем, что речь идёт о всем известном Московском государственном университете (даже забывая, что в его наименовании есть ещё и имя М.И. Ломоносова), но теперь в Москве несметное количество переименовавшихся в МГУ высших учебных заведений. Они различаются «довесками» к наименованию МГУ (МГУ нефти и газа, МГУ ПИ, МГУ ПП, МГУ ТУ им. К.Г. Разумовского и др.).
Утеряны известные имена всех вузов Ростова. Нет РИИЖТа, нет РИСХМа, РИНХа, РИСИ, не стало известного на всю страну РГУ, входившего в первую пятерку университетов страны. Ему на смену пришел ЮФУ, поглотивший не только РГУ, но и Ростовский государственный педагогический институт, Ростовский архитектурный институт, и легендарный (таких было всего три в СССР) Таганрогский радиотехнический институт. С точки зрения переименователей эти вузы в составе ЮФУ продолжили свою жизнь и сохранили репутацию, но с точки зрения обывателей (т. е. обычных людей, которых в стране большинство) ЮФУ – новый университет, которому предстоит сложный и трудный путь приобретения репутации.
Названия университетов в России строились от города, в котором университет расположен (Московский, Ростовский, Архангельский, Санкт-Петербургский). И вдруг пришла новая мода – Южный, Северный (Арктический), Южно-Российский, Сибирский, Северо-Восточный, Южный. Пойди разгадай – где какой университет находится. Только представьте себе переименование МГУ в Центрально-Российский государственный университет.
Когда-то видел кинофильм «Помни имя своё», а также знаю, что «Как корабль назовешь, так он и поплывет».
Яков ЕРУСАЛИМСКИЙ