Найти тему

А.М.Миллер - первый теоретик библиотерапии как науки

Библиотековед и библиограф А.М.Миллер - автор первой защищенной кандидатской диссертации по библиотерапии. Этому предшествовала её большая теоретическая, исследовательская и практическая работа, начиная с 30-гг 20 века, продолжавшаяся более активно в 40-60 -е гг. Творческое содружество с И.З.Вельвовским - представителем медицинского направления оказалось в целом весьма удачным. Но были и "подводные камни" вследствие установки на "рецептурный", субъект- объектный подход, "легкое" и, вместе с тем, назидательное чтение. Это - характерная черта медицинского подхода тех лет. Многие медики-практики рассматривали библиотерапию с позиций предпочтения «легкого чтения». К сожалению, были и прямые запреты врачами чтения произведений, наиболее интересных для читателей-раненых в госпиталях. Это не могло не затруднять желаемый союз медиков и библиотекарей в решении проблем библиотерапии. В этих случаях военные оказывались прозорливее.

В годы Великой Отечественной войны И.З.Вельвовский, работавший в психонейрохирургическом госпитале города Харькова, предложил следующую стратегию проведения библиотерапии или библиопсихотерапии : 1. использование книг с лечебной целью, осуществляемое врачом; 2. организованное руководство чтением раненых в госпитале политработником. В данном случае реально осуществлялась не сколько библиотерапия, сколько двойная цензура: медицинская и идеологическая одновременно. В результате запрещались не только отдельные произведения, но и целые литературные жанры. Предписывалось развлекать больных депрессией, а пациентов с психотравмами – уводить из этой ситуации, предлагать больным положительные образцы поведения, описанные в книгах, управлять состоянием и умонастроением читателя. В качестве образца поведения предлагалась, например «Повесть о настоящем человеке». Повесть замечательная! Такой подход в целом на деле нередко вызывал справедливое раздражение и сопротивление у читателей.

Заслуживает внимания практическая библиотерапевтическая работа библиотекарей этого периода. Чрезвычайно успешно работали над решением конкретных проблем библиотерапии библиотекари Т.Пензина, О.Ушакова, М.Лозовская Е. Казеко. Е.Казеко, описывая свой опыт работы с читателями в госпиталях во время Великой Отечественной войны в ряде статей в профессиональной библиотечной периодике, акцентирует внимание не только на благотворном влияние книг на успешность лечения, но и впервые - библиотечных мероприятий. Ее точка зрения и опыт совпадали с позицией военных специалистов, рекомендовавших раненым читать произведения о полководцах, подвигах Красной Армии, актуальных современных произведениях, любимых и читаемых в те годы всеми категориями читателей. А это произведения: М.Шолохова «Наука ненависти», Н.Островского «Как закалялась сталь», Н.Бирюкова «Чайка», Е.Кононеко «Жена», Ф.Кнорре «Взгляд в темноте», Л.Пантелеева «Пакет», Э.Л.Войнич «Овод», Е.М.Степняка-Кравчинского «Андрей Кожухов», В.Гюго «Собор Парижской богоматери», В.Каверина «Два капитана», книги фантаста А.Беляева. Е.Казеко приводит пример такого традиционного библиотечного мероприятия, как «обсуждение книги», в частности, Б.Леонидова «Третья палата». Тем самым, Е.Казеко расширяет понятие термина библиотерапия. В отличие от позиций медиков тех лет Е.Казеко признаёт благотворным чтение литературы, которая волнует читателя, даёт ему возможность соотнести свои личные переживания с переживаниями интересных героев произведений, что отвечает теоретическому подходу Н.А.Рубакина.

Следует отметить, что в эти годы работа с читателями в разных типах библиотек базировалась на теории руководства чтением, дифференцированном подходе, принципе активности, результатах изучения читателей. Дифференциация читателей осуществляется по признакам образования, профессии, квалификации или по признаку деятельности с учетом общего уровня развития, цели чтения и характеру чтения, ориентированного на разностороннее чтение или интерес к одной темы.

В эти годы проводится ряд региональных научных конференций и совещаний, где освещается опыт библиотерапевтической работы с ранеными, ставится вопрос о необходимости проведения совместных научных исследований медиков и библиотекарей. Например: научные конференции в 1942 и в 1945 годах в Научной библиотеке Саратовского университета им. Н.Г.Чернышевского, совещание библиотекарей в г.Сочи.

В 60-е годы в нашей стране наблюдается определенный подъем в дальнейшем развитии практики и попытки обоснования теории библиотерапии, проведении исследований, разработки первых программ курса библиотерапия и внедрение в учебный процесс ряда учебных заведений. Следует отметить, что в этот период ведущую роль в работе с читателями играла теория руководства чтением. Ведущими принципами становятся дифференцированный и индивидуальный подходы в работе с читателями. Многие методологические принципы теории руководства чтением были приняты специалистами в области библиотерапии как основополагающие. Сначала совместно с психотерапевтом И.З.Вельвовским, а затем автономно библиотековед А.М.Миллер разрабатывает теорию библиотерапии, базирующуюся на принципах теории руководства чтением и психотерапии. Она предлагает обоснование определения библиотерапии как одной из форм работы с читателями: руководство чтением, ставящее перед собой лечебные цели, а также частью медицинской лечебной педагогики, психотерапевтическим методом, в основе которого лежит применение специально подобранной литературы, преимущественно художественной при лечении ряда заболеваний, главным образом неврозов. Спрос на литературу по библиотерапии побудил А.М.Миллер подготовить библиографический указатель литературы по библиотерапии с хронологическим охватом литературы в 75 лет. В указателе нашло отражение около 60 отечественных и 300 зарубежных источников. Это неоценимый вклад в развитие библиотерапии как науки и первая профессиональная ступенька для последующих поколений исследователей и практиков-библиотерапевтов. В эти же годы происходит активное внедрение библиотерапии в практику работы санаториев, начиная с санатория "Волжский утес".