Найти тему
AMMIAC. МЕДИА

Как дети и взрослые воспринимают общество, выяснили ученые

Одна из важных способностей человека - осознание смысла социальных взаимодействий. Такая способность человека осуществляющееся благодаря расшифровке различных видов информации, например, восприятие тела и лица или понимание намерений другого человека. Благодаря обширному социальному опыту взрослые люди могут понимать сложные социальные сценарии с относительной легкостью. В отличие от них, дети - должны научиться осознавать сложные социальные ситуации, и понимание того, как это происходит - является важной задачей психологии развития, нейронауки в целом.

Недавнее исследование, опубликованное в журнале Journal of Neuroscience, выявило поразительное различие в работе мозга взрослых и детей, которое объясняет разницу в понимании социального взаимодействия у тех и других. Ученные исследовали данные МРТ мозга детей (6-12 лет) и взрослых (18+) во время просмотра ими коротких видеороликов с двумя взаимодействующими друг с другом человеческими фигурами. При этом исследователи фиксировали реакции в различных отделах мозга.

Результаты исследования показали, что у взрослых активация в области височного отдела при социальных взаимодействиях связана с подключением к другим областям мозга, участвующим в обработке статической и динамической информации о теле. Однако, у детей же активация данного отдела связана с подключением к областям мозга, участвующим в вынесении более глубоких социальных суждений о скрытых мыслях и убеждениях других людей (процесс, известный как "ментализация").

Автор исследования Джон Уолбрин объяснил такие различие в работе мозга: "Большинство исследований в области социальной нейронауки ранее были сосредоточены на измерении реакции различных отделов мозга на других людей как личностей. Но в последнее время возрос интерес к пониманию реакции мозга на других людей в контексте социальных взаимодействий. Однако в настоящее время очень мало известно о том, как такие реакции развиваются в детстве. Результаты нашего исследования позволяют предположить, что дети и взрослые используют разные стратегии для понимания взаимодействия: взрослые больше полагаются на наблюдаемую, телесную информацию, в то время как дети, с меньшим социальным опытом, больше стараются рассуждать о том, что думают и чувствуют другие во время взаимодействия. Это, вероятно, отражает процесс обучения пониманию поведения".

Ками Колдевин, соавтор исследования, добавила: "Полученные нами результаты помогают лучше понять, как области мозга, участвующие в социальном познании, меняются в процессе развития. Большинству взрослых не нужно думать, чтобы понять социальное взаимодействие - они улавливают суть даже сложных социальных взаимодействий просто благодаря информации, которую можно наблюдать непосредственно. Однако, дети, у которых гораздо меньше социального опыта, для понимания таких социальных ситуаций должны задуматься о намерениях и чувствах участников взаимодействия. Изменения, которые мы наблюдаем в областях, поддерживающих социальное понимание в процессе развития - отражают изменения в мозге по мере того, как дети узнают больше о социальном мире, включая то, как предсказывать и понимать социум, которые они наблюдают вокруг себя".