«Оправданный» или преступный самосуд был в романах Агаты Кристи («Убийство в Восточном экспрессе» и «Десять негритят») - как вы думаете? Давайте попробуем разобраться.
Королева детективов Агата Кристи – признанный мастер не только запутанных интриг с неожиданной развязкой, но и тонкий психолог, вдумчивый наблюдатель: она правдоподобно изображала как состав преступлений, так и их мотивы.
Несколько раз она в своих произведениях обращалась к таким волнующим и до сих пор актуальным темам, как судебная ошибка (которая в ее времена могла стоить человеку жизни, так как в описываемый период в Великобритании действовала смертная казнь) и самосуд.
"Убийство в Восточном экспрессе"
В романе про Пуаро «Убийство в Восточном экспрессе» пассажиры поезда коллективно совершают расправу над убийцей маленькой девочки, который сумел избежать скамьи подсудимых. Участники этого самосуда продумали все до мельчайших деталей, и им, несомненно, удалось бы скрыть свое преступление, если б в этом поезде не оказался Пуаро, который блестяще разоблачил пассажиров.
Тем не менее, начальник поезда, врач (который не участвовал в заговоре и помогал Пуаро в расследовании) и, наконец, сам маленький бельгийский сыщик покрыли злодеяние мстителей и не выдали их правосудию.
Таким образом, Агата Кристи недвусмысленно дает понять, что считает данный самосуд оправданным и по-своему справедливым – насколько это уместно при сложившихся обстоятельствах, разумеется. Однако такой финал получился довольно натянутым: изощренный способ, которым пассажиры Восточного экспресса убили злодея, оставляет больше вопросов, чем ответов и ставит под сомнение вердикт королевы детективов.
"Десять негритят"
Роман «Десять негритят» считается лучшим в творчестве Агаты Кристи. Его сюжет прост и ужасен одновременно – судья заманил на пустынный остров девять человек, которые вследствие несовершенства правосудия избежали заслуженного наказания. Анонимно он предъявляет им обвинения, а затем по очереди убивает своих гостей, при этом сам разыгрывая из себя жертву загадочного хозяина острова – мистера Оуэна.
К счастью, в этот раз Агата Кристи не стала оправдывать своего странного героя. В конце произведения читатель имеет возможность ознакомиться с признанием судьи, в котором он без обиняков признает, что психически нездоров, так как давно заметил за собой тягу к убийствам.
Оговорка злодея о том, что он не решился бы убить невинного человека, а нарочно выбрал людей, причастных к чужим смертям, не работает: вина по крайней мере одного-двух гостей остается под вопросом. Самоубийство судьи в конце книги доказывает, что писательница не разделяет нездоровых убеждений судьи и не оправдывает его преступный самосуд.
Этими двумя книгами Кристи даёт чёткий посыл: преступник должен быть наказан, но наказание - привилегия государства.