Найти тему
Обо всем на свете

Как я права категории BE получал.

Тяжело в учении, легко в бою.
А.В. Суворов.

Здравствуйте, дорогие друзья!

Давно я что-то ничего Вам не рассказывал, а между тем событий было много.

Я являюсь заядлым автопутешественником. Но во всех своих путешествиях, я приезжал в какой-то пункт назначения и уже там снимал номер в гостинице или квартиру. Но всегда в глубине души хотел попробовать поехать в путешествие на автодоме или с прицепом-дачей.

Караван
Караван

Идею с автодомом я оставил сразу из-за их неадекватной, на мой взгляд, стоимости. А вот вариант с прицепом-дачей или как его еще называют караваном, мне очень даже нравилась - не дорого и практично.

Путем долгого и мучительного изучения матчасти караванерской жизни, я пришел к выводу, что маленький прицеп мне не подходит - у меня большая семья, выезжать я люблю далеко и надолго, а следовательно хотелось бы жить с комфортом. А если брать большой прицеп, то для его буксировки на моем автомобиле требуется категория BE (или E к B).

Что бы разобраться какая вам нужна категория требуется запомнить несколько определений:

  • разрешенная максимальная масса - масса снаряженного транспортного средства с грузом, водителем и пассажирами (применительно к прицепу - только с грузом).
  • масса без нагрузки (в СТС) или снаряженная масса автомобиля - это общая, т.е. совокупная масса автомобиля с набором стандартного оборудования, всеми её эксплуатационными расходными материалами, полностью заправленным топливом баком, весом водителя, но без массы груза и веса пассажиров.
  • максимальная масса автопоезда - это сумма максимальных масс транспортных средств в составе автопоезда (автомобиль + прицеп).

Итак, кому нужна категория B, а кому BE:

  • если вы планируете возить прицеп с разрешенной максимальной массой до 750 кг, то вам достаточно категории B, независимо от масс вашего авто.
  • если вы планируете возить прицеп с разрешенной максимальной массой более 750 кг и его разрешенная максимальная масса не превышает массу автомобиля без нагрузки и при этом максимальная масса автопоезда менее 3500 кг, то вам достаточно категории B. Пример, ваш автомобиль без нагрузки по СТС вести 1250 кг., вы хотите буксировать прицеп весом 1000 кг - вам достаточно категории B, т.к. вес прицепа меньше веса вашего авто, а вся масса автопоезда составляет менее 3500 кг. (2250 кг в данном примере).
  • если вы планируете везти прицеп с максимально разрешенной массой более 750 кг и его максимальная разрешенная масса больше массы вашего автомобиля без нагрузки - вам нужна категория BE. Пример, ваш автомобиль вести 1200 кг, а прицеп вы хотите тянуть 1500 кг и не важно, что общая масса автопоезда меньше 3500 кг.
  • если вы планируете везти прицеп весом более 750 кг и общая максимальная масса автопоезда составляет более 3500 кг - вам нужна категория BE. Пример, вы хотите буксировать прицеп весом 1700 кг, и максимальный вес вашего автомобиля составляет 2000 кг, вам нужная категория BE. Для легкогрузовых автомобилей типа Газель (разрешенная максимальная масса 3500 кг), без категории BE можно возить прицепы до 750 кг, все, что выше только с категорией BE.

Более подробно можете почитать об этом в ст. 25 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения".

Итак, исходя из информации выше я понял, что я не хочу ограничивать себя в выборе прицепа, который могу тянуть и решил получить категорию BE.

Большой прицеп-дача
Большой прицеп-дача

Я начал искать автошколу, которая может выучить меня на нужную мне категорию. Проживаю я в уездном городе N с населением 270 тысяч человек N-ской же области. И к своему изумлению в этом самом городе N, который является областным центром, таких школ не оказалось. На категорию BE учат в трех районных центрах, но не учат в областном центре. Я решил, что так не бывает и написал письменный запрос в ГИБДД, где просил предоставить информацию о нужных мне автошколах.

ГИБДД ответила довольно быстро, но ответ меня не обрадовал - у нас в области 3 автошколы, которые учат на категорию BE и все они находятся в районных центрах, а в областном центре таких школ нет. Сдать без обучения в автошколе нельзя, поэтому выбирайте автошколу.

Я выбрал автошколу, которая была ближе всего ко мне, за 40 км. Цена составила 15 тысяч рублей. Теорию я учу самостоятельно, от них только практика. Условия устроили и я пошел получать медсправку.

С полным пакетом документов (медсправка, водительское удостоверение и паспорт) я прибыл для заключения договора. Внес половину суммы, мне назначили первый день занятий.

Увидев автомобиль, на котором мне предстоит обучаться я слегка опешил - это была древняя гнилая Газель выпуска думаю года так 95. Усилителя руля в ней не было. А чтобы вы понимали основная задача при обучении управлению с прицепом - это научится маневрировать им когда ты сдаешь назад, а без усилителя руля - это непередаваемое удовольствие.

Приблизительно такой автомобиль меня ждал в автошколе
Приблизительно такой автомобиль меня ждал в автошколе

Первое занятие продлилось 25 минут и мой древний автомобиль встал и отказался заводится. Инструктор сказал, что сегодня он уже не заведется и давайте в другой раз. В другой раз я успел завести автомобиль и сдать назад на 3 метра, внизу у автомобиля лопнул какой-то шланг и потекло топливо. Меня попросили перенести занятие на другой день.

После этого я решил, что нет смысла ждать другого раза, расторгнул договор с автошколой, забрал предоплату и уехал в направлении дома. Мне показалось, что менеджер автошколы даже обрадовался, что я решил не продолжать обучение у них в школе.

Но права-то получать нужно! Пока я ехал домой, я нашел телефон еще одной школы, правда уже за 100 км от моего дома и позвонил им. То ли это провинциальная манера ведения бизнеса, то ли автошкола не очень хотела меня учить, но мне сказали, что сколько будет стоить обучение они не знаю, т.к. за все время существования школы всего лишь 2 человека у них получали категорию BE, что цену определяет лично директор и вообще приезжайте к нам и сами с ним общайтесь. Я сообщил, что мы живем в 21 веке и еще в конце 19 был изобретен телефон, и вопрос цены очень хорошо подходит для решения по телефону. Мне сказали, что тогда звоните в 8 утра, только в это время директор бывает на работе.

Сказать, что я был обескуражен - это ничего не сказать. Я сам работаю в продажах, являюсь собственником и руководителем компании и бесконечно удивляюсь, как в наше столь конкурентной за потребителя время могут выживать такие компании.

И тут, совершенно случайно, выезжая из города, где находилась моя автошкола я увидел баннер - обучение на категории ... BE ... . Телефон, звонок, цена - 20 000, теория - самостоятельно, практика на Газели, автомобиль не новый, но бодрый, усилитель есть, документы у меня с собой, заключение договора, внесение аванса, ждите звонок. ВСЁ!!!

Через неделю ожидания мне назначают время первого урока и я мчусь на встречу неизвестности.

Ох, как же это не привычно, имея за плечами 20 лет стажа, несколько сотен тысяч километров дорог, международный опыт вождения, садится вновь за "школьную парту", где инструктор тычет тебя носов в нелепые ошибки, которые ты бы никогда даже не допустил в обычной жизни, где приходится ломать свои привычки, выработанные годами, но которые не соответствуют правилам дорожного движения, но соответствуют здравому смыслу и более безопасному вождению, где ты считаешь, что лучше всех все знаешь (прошу отнестись к этому с иронией) и лучше всех все умеешь (и к этому тоже).

Для тех, кто сдавал на права даааавно, хочу сказать, что сейчас экзамен сдается по другому. С билетами все более или менее также, добавились новые вопросы, добавились новые темы и изменились немного правила сдачи теории. Но с практикой стало по другому. Сейчас нет отдельно площадки и города, теперь это единый экзамен, которые длится час или чуть больше. Ты можешь начать с города, а закончить площадкой или наоборот. В городе есть обязательный перечень упражнений по которым тебя должен будет прогнать инспектор и раньше этого перечня экзамен не закончится.

Газель с прицепом
Газель с прицепом

На площадке нужно сдать 4 упражнения:

  • расцепка-сцепка автомобиля с прицепом - надо отцепить прицеп, страховочные тросы и электрику, отъехать от прицепа на один корпус автомобиля (но как сказал инструктор - инспектор тоже человек и он не будет придираться, если ты отъедешь всего на полкорпуса), потом подъехать назад к прицепу и зацепить его. Тут главное не заехать в прицеп, не пропустить все страховки, электрику и после проверить что вся электрика работает.
  • параллельная парковка (или парковка под погрузку) - выполняется точно также как обычная параллельная парковка, только места больше и с прицепом.
  • заезд в бокс задом под углом 90 градусов - места больше и с прицепом. Легче заезжать когда бокс слева, но тут выбор инспектора с какой стороны заезжать. Тренируйте обе стороны.
  • остановка на подъеме и спуске (эстакада) - тут все привычно, главное не допустить откат на подъеме.

При выполнении параллельной парковки и заезда в бокс допустимо один раз поправить автомобиль, проехав в перед.

Теорию я учил самостоятельно по билетам. С ними никаких проблем не было. Когда мое обучение закончилось, я самостоятельно в удобный мне день доехал в ГИБДД, сдал теорию, отвез документы в автошколу, т.к. практических экзамен проводится на базе автошколы и на ее автомобиле и стал ждать даты экзамена.

Через 2 недели позвонил и назначили время экзамена. На категорию BE я был единственный, остальные были на категорию B.

Итог: полгода обучения (был перерыв - завал на работе), 30 тысяч денег (школа, справка, дорога до автошколы), экзамен сдан с первого раза. Через 2 дня я был с новыми правами и новой категорией.

Спасибо, что дочитали до конца. Надеюсь материал был вам полезен. До новых встреч.

#прицеп, категория BE, автошкола, обучение, караван, прицеп-дача