Найти в Дзене
Советское Кино и не только

Чего боялся учитель Мельников? ("Доживём до понедельника")

В те годы одинокий мужчина - редкость. Красивый, умный, интересный, состоящий из одних, казалось бы, достоинств - тем более. Что с ним не так?

Что помешало ему создать семью? Беззаветное служение школе и истории как науке? Слишком любящая мама, отвергавшая всех невест? Какие-то психологические травмы, заставляющие его убегать от женщин? Чрезмерная требовательность к потенциальной подруге жизни? Сердечная травма?

Мельников (Вячеслав Тихонов), кадр из фильма "Доживём до понедельника" (1968)
Мельников (Вячеслав Тихонов), кадр из фильма "Доживём до понедельника" (1968)

Ответа мы так и не получим.

Но, может, и не надо?

Просто штришок к портрету человека, находящегося на пике кризиса среднего возраста. Того, чего хотел раньше - больше не хочет.

Чего хочет - не знает. Что предлагают - не нравится. Раздражает вообще всё, в том числе - работа, которая совершенно точно была любимой еще совсем недавно.

Мельников (Вячеслав Тихонов), кадр из фильма "Доживём до понедельника" (1968)
Мельников (Вячеслав Тихонов), кадр из фильма "Доживём до понедельника" (1968)

Учителю истории, наверное, труднее всех переживались "переписывания истории". И тут совершенно неважно - каких взглядов он придерживался, тут важно, что человек, честный и ответственный, безусловно теряется от того, что должен ученикам говорить совсем другое едва ли не каждый год.

Тут поневоле начнёшь ненавидеть и себя, и всех вокруг. И решишь, что ты больше не имеешь права быть учителем.

Но самое главное - из души ушла любовь. Не в смысле - к кому-то или к чему-то, а вообще.

Потому и раздражает вообще всё, потому и невозможно сдержаться, когда сталкиваешься с глупостью, невежественностью, хамством.

Мельников (Вячеслав Тихонов) и Наташа (Ирина Печерникова), кадр из фильма "Доживём до понедельника" (1968)
Мельников (Вячеслав Тихонов) и Наташа (Ирина Печерникова), кадр из фильма "Доживём до понедельника" (1968)

Но именно любовь и возвращает Мельникова к жизни.

Хотя бежит он от неё и боится.

Да, я о Наташе - юной, прекрасной, наивной и смертельно влюблённой в учителя. Он не мог не знать о её чувствах ранее, но сейчас всё вокруг кричит ему об этом - и сама Наташа, буквально преследующая Илью Семёновича, и его мама уже принявшая Наташу как потенциальную невестку и настойчиво напоминающая о ней сыну, и бывший ученик, срывающий злость на том, из-за которого с порога ЗАГСа ушла невеста, и даже лейтенант Шмидт, к прочтению писем которого призывает учеников Мельников.

Чего он боится?

Разницы в возрасте. Того, что она была его ученицей. Обсуждений и шушуканий за спиной - особенно после того, как он вступил с коллегами в конфликты. Циничного ехидства учеников. Пренебрежения Наташи.

О чём он думал, когда во время прогулки девушка отошла к своим знакомым? О том, что он со своим мировоззренческим кризисом неуместен рядом с этими молодыми, задорными, смеющимися? Что между ним и Наташей пропасть не только возрастная, но и экзистенциальная?

А что дальше?

Наташа (Ирина Печерникова) и Мельников (Вячеслав Тихонов), кадр из фильма "Доживём до понедельника" (1968)
Наташа (Ирина Печерникова) и Мельников (Вячеслав Тихонов), кадр из фильма "Доживём до понедельника" (1968)

Режиссёр Станислав Ростоцкий по сценарию Георгия Полонского. Композитор Кирилл Молчанов.

На коду...

Из рецензии А. Шарова "Чистый тон" // Искусство кино. 1968. № 9.

Смотришь фильм и думаешь: какими они будут — люди семидесятых и восьмидесятых годов? И веришь: правдивыми, одаренными воображением, не способными на предательство. И за все это, приходящее как бы само собой, испытываешь благодарность к авторам фильма.