Найти в Дзене
Михаил Комаров

Медведи и монахи в горах Абхазии

Многодневный поход – занятие увлекательное и требующее от путешественника обширных знаний о природе, туристических навыков, немалых затрат физических сил. Собравшись с мыслями, решил в очередной раз прогуляться по тропам в горы Абхазии без альпинистского снаряжения. Благо, что для прохождения выбранного маршрута не требовалось оформление пропусков в заповедник и в пограничную зону.

За многие месяцы путешествий быт туриста-горовосходителя изучил на практике, и подготовка вопросов не вызывала. Каждый раз лишь менялись погодные условия, пейзажи в зависимости от выбранного географического региона. Научился воспринимать природу как достойного противника – намного лучше меня, и отличия от друга ощущаются постоянно. Если посещение диких территорий не калечит человека, то должно приносить удовлетворение от пройденного пути. Возможно, невзирая на противоречивые результаты. А иначе для чего путешествовать! Этот вояж подарил несколько встреч, ставших нерядовым событием.

В горах с субтропическим климатом, бурно заросших лесом, живёт много видов млекопитающих, в том числе и медведи. Следы их присутствия различал неоднократно. Слышал и рычание. Но увидеть зверя в дикой природе до этого раза не доводилось. Наслушавшись страшилок о проделках косолапых, конечно, имел при себе средства защиты. Так, на всякий случай. В горах бродят и другие хищные звери, а от их личного предыдущего опыта зависит поведение при встрече с человеком.

На территории Абхазии находятся несколько заповедников. Дикие звери границ своего обитания не знают, ходят далеко за их пределы. Между людьми и хищными животными случаются конфликты. На одном из пастбищ мужчина рассказал недавний случай о нападении медведя на телёнка: задрал! Утащить не смог, так как пришли пастухи собирать стадо и спугнули. Решив защититься от хищника, люди устроили убойную ловушку. Что за зверь приходил неизвестно, однако не попался, а остатки туши уволок. Рассказывали и о нападении раненого медведя на охотника со смертельным исходом. Но большая часть историй, поведанных очевидцами, говорит о мирном расхождении с хищником.

-2

Поднимался я по гребню хребта среди лесной чащи. Тропа местами заросла подлеском. С нагруженным рюкзаком перемещался медленно, привыкая к обстановке. Шума мало от моего одиночного хождения. Медведя увидел в пятнадцати метрах выше по склону.

Он двигался поперёк, от одних кустов к другим. Уши, глаз, шерсть, лапы разглядел чётко. Мишка прошёл размеренно неторопливо, не повернув морду в мою сторону, скрылся в зарослях. То есть никакой реакции на присутствие чужого.

Психологически был готов встретить дикое животное, поэтому несколько секунд созерцания мохнатого привидения не напугало. Многие моменты из жизни дикой природы происходят стремительно; и осталось только лёгкое сожаление, что не смог сфотографировать.

Встреча состоялась в начале маршрута. Впереди дорога длинная ожидалась. Новый день в незнакомом крае добавляет очередные впечатления. Камень упал с высокого откоса; отскочил от скальной глыбы, пролетел в нескольких метрах от меня и ударился в ствол бука, оставив вмятину. Спускаясь по крутой, мокрой тропе, цепляясь за острые скальные выступы, порезал ладонь через перчатку. Переходя ручей, поскользнулся и завалился на бок, намочив часть рюкзака.

-3

Осенние высокогорные луга, обильно политые дождём, источали ароматы от зелёной травы и чабреца. Уставший от долгого перехода, шёл не спеша: поедал ягоды черники, разглядывал скалы. И снова удача?!

Вышел из-за холма и на поляне моментально взглядом ухватил силуэт взрослого бурого медведя. Он интенсивно рыл почву в поисках пищи или минералов. Расстояние между нами оставалось около сотни метров. Вернулся под склон, снял рюкзак с плеч, вынул фотокамеру; используя рельеф местности, пробрался вперёд на десяток метров и спрятался за камень.

Двенадцать минут вёл наблюдение за медведем через объектив. Он периодически прекращал поиск корма, осматривался, принюхивался.
В итоге нехотя убежал. Конечно, меня переполнял восторг от созерцания красивого дикого зверя на его территории, а фотографии останутся в туристическом архиве как напоминание о том, что в жизни возможны разные эпизоды.

-4

Эти две встречи с медведями можно объединить в одно событие. Было и второе, тоже запомнившееся. Путешествие подходило к финалу, оставалось спуститься с верховьев гор ближе к селениям. После пасмурных дней радовало осеннее солнце. Ландшафт знакомый по походу шестилетней давности. Но в итоге на одном из участков потерял тропу. Однажды приходилось пробираться по бездорожью лесов Абхазии и повторять подобное хождение желания не появлялось: в памяти ещё сохранялись картинки бесконечных зарослей.

Что собой представляют леса? Нижний ярус растительности, как правило, это папоротник до метра высотой или иное разнотравье вперемешку с молодой порослью деревьев. Обширные территории насаждают густые кусты рододендрона выше человеческого роста. Прогретые солнцем опушки зарастают ежевикой с длинными до пяти метров стеблями с шипами, рвущими одежду и кожу. Встречаются породы деревьев жмущиеся к земле. Занимают большие участки, и преодолевать их затруднительно. Движение по крутым склонам хребтов замедляют выступающие скалы. Многолетние, вертикально стоящие деревья ходьбе туристов не мешают, лишь создают тень своими ветвистыми кронами.

-5

Тропу искал около двух часов безрезультатно. Голова подсказывала вернуться, а ноги вели вперёд. В итоге окончательно потерялся. Солнце зашло за хребет. Яркие дневные краски сменились на мрачные тёмно-зелёные. Ущелье постепенно погружалось в сумрак. Нагретая за день земля возвращала тепло в виде испарений. В воздухе ощущалась влажность с запахом от гниющей листвы. Пролазив по склонам дополнительно около часа и основательно устав, начал подыскивать площадку для ночёвки.

Мне повезло. Выйдя из зарослей на просвет, две небольшие деревянные постройки явились взору как мираж и показались нереальными. Встретил меня мужчина лет сорока пяти, одетый в церковную одежду. Находка оказалась скитом монахов, основанным во времена Советского Союза.

На тот момент значимость прихода к людям для меня была велика. Наверное, выбрался бы из дебрей и самостоятельно, например, возвратившись к точке начала блуждания, потратив на это следующий день. Монах обнадёжил, а утром выступил в качестве проводника. А пока он меня накормил и предоставил лежак для ночлега.

-6

Мужчина в детстве ходил с родителями в походы, поэтому выбор места служения Церкви оказался осознанным. В завязавшейся беседе рассказывал о природе, о тревожном соседстве с хищными зверями.
У меня же интерес вызвал повседневный быт монахов. Местные жители говорили о монашеских кельях затерянных в горах, но лично их не видел.

Домики построены на бугре из росших здесь деревьев. Стволы пилили вручную, клиньями раскалывали на доски, затем тесали топором. Из грубо обработанного материала сделаны все элементы построек, двери и примитивная мебель. Один домик разделён на три части: келья, дровяная и кладовая. В келье есть печка. Кирпичи для кладки печи формовали самостоятельно из добытой неподалёку глины. Второй домик построили для хранения продуктов, приготовления пищи с защитой от медведей. Первые поселенцы расчистили участок леса под огород, где выращивают овощи. Остальные необходимые для жизни продукты и предметы быта монахи носят на себе издалека.

-7

Пользуются современными механическими устройствами, облегчающими пребывание в горах. Церковные тексты читают на электронном планшете. Установлены солнечные батареи, от которых заряжают аккумуляторы. Сотовой связи, как и телевидения, нет. Но стараются держать себя в курсе мировых событий. Поселение монахи не рекламируют, – ценят уединение. Гости заходят редко и в большинстве это охотники. Для туристов, идущих по маршруту, месторасположение обители недоступно. И можно назвать его потаённым. Напоследок благодарю монаха, принявшего искреннее участие в судьбе туриста.

Вот такие встречи состоялись за время одного, проведённого в одиночку двухнедельного похода по горам Абхазии. По-своему интересные, и без сомнения останутся в памяти, как обогатившие мои знания о природе и о пройденном районе.

Статья опубликована в прессе в 2019 году.